Що містив шкільний репертуар? які невеликі п’єси і якого характеру
виконувалися між актами серйозної драми?
Ответы
Ответ:
История западно-европейского театра открывается созданием религиозной драмы, мистерии. Зародившаяся в стенах церкви, обусловленная стремлением придать общественному богослужению возможно большую торжественность, что достигалось внесением в обычный чин особых прибавок, гимнов, чтений, диалогов и действий (так наз. «тропы» и развившаяся из них «литургическая драма»),— с течением времени драма эта превращается в обширное своеобразное сценическое представление на библейские и священно-исторические сюжеты, разыгрывавшееся на особо сооруженных подмостках на городской площади. Франция шла в этом отношении впереди других стран Западной Европы. Через Германию, Чехию, литургическая драма, мистерия проникают в Польшу. Византийская церковь также не чужда была стремления дополнять, ради торжественности, обычный чин богослужения особыми вставными обрядами и церемониями драматического характера.
Отголоски этого могучего течения в области европейской драмы находим и на русской почве), но только отголоски, не получившие, в силу иных условий нашей культуры и жизни, дальнейшего развития. От XIV—XVI вв. сохранились свидетельства о практиковавшемся на Руси богослужебном обряде, подобном тем, какие на Запад послужили эмбрионом пасхальной драмы: «в вечерю субботы великия», «попы с народом» налагали печати на двери церковные, в воспоминание о печати, приложенной ко входу в гроб Господень первосвященниками иудейскими. Власть духовная отнеслась отрицательно к этому обряду, как латинскому, воспроизводящему деяние «жидов»,— он подвергся запрещениям и вышел из употребления.
Несравненно прочнее оказалось у нас другое богослужебное зрелище — известный, практикующийся и доселе в кафедральных соборах обряд «умовения ног» в великий четверг. Обряд этот проник на Русь из византийской церкви. Содержанием его является точное, по Евангелию, воспроизведение сцены умовения ног Христом апостолам во время Тайной вечери; Христа изображает apxиepeй, апостолов — двенадцать священников, протодиакон читает Евангелие, слова же Христа и апостола Петра произносят apxиepeй и один из священников, сопровождая иногда диалог соответствующими жестами.
В Вербное воскресенье, в XVI—XVII вв., в Mocкве и некоторых других городах устраивалась драматического характера религиозная процессия—«действо цветоносия» или «хождение на осляти». Официальные акты и описания очевидцев-путешественников, из которых один иллюстрировал свой рассказ весьма любопытным рисунком (Адам Олеарий), дают нам сведения об этом обряде. Это было своеобразное воспроизведениe евангельской сцены входа Господня в Иерусалим. В Москве роль Христа исполнял патриарх. После заутрени в Успенском соборе духовенство выступало на площадь, освящались и раздавались народу вербы, протодиакон начинал читать Евангелие о входе Христа в Иерусалим, и действия, о которых в нем повествуется, совершались патриархом и священниками; при чтении: «И приведоста жребя ко Иисусови» и проч. патриapxy подавали коня, он восседал на него, повод брал сам царь или боярин, и шествие двигалось к храму Василия Блаженного; впереди шел отряд стрельцов, затем на санях везли огромное дерево из вербных ветвей, убранное сластями, цветами, фруктами; за деревом ехал патриарх «на осляти», благословляя народ; стрелецкие дети постилали под ноги коню патриарха разноцветные сукна или одежды. Дойдя до церкви Василия Блаженного, патриарх, духовенство, царь и бояре входили внутрь храма, а затем процессия в том же порядке возвращалась обратно в Кремль, и протодиакон дочитывал праздничное Евангелие.
Дальнейшего развития, превращения в мистерию, «действо цветоносия» не испытало; распространение обряда по городам вызвало ограничительные меры, в 1678 г. последовало соборное определение о том, чтобы обряд этот совершаем был только патриархом в Москве, а с отменой патриаршества он должен был, разумеется, и вовсе исчезнуть.
Наиболее развитым в драматическом отношении было так называемое «Пещное действо». По разысканиям проф. Дмитриевского (которому принадлежит основательнейшая монография по данному вопросу), обряд Пещного действа перешел в русскую богослужебную практику из Византии, вместе с уставом Константинопольской Софийской церкви. Совершался он, нужно думать, в разных городах, но документальные данные сохранились лишь относительно Москвы, Новгорода и Вологды.