Проблемы культурной идентичности. Именно проблемы, а не проблема
Ответы
Проблема идентичности представляется ключевой в современном общественном сознании по причине фиксации важного элемента субъективной реальности-социально детерминированных представлений индивидов о своем«Я»,складывающихся в результате соотнесения с некоторыми«Мы».Складываясь в сравнении «своих» и «чужих», идентичность становится мощным фактором мобилизации и ориентации личности в обществе, ведь вопрос о разного рода типах идентичности-национальной, культурной, религиозной-по существу представляет собой вопрос о границах.Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей.Для этого он добровольно принимает господствующие в определенном сообществе нормы и ценности.Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего«Я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.Страны и народы представляют собой точки пересечения многих идентичностей, будучи одновременно включенными в десятки групп идентичностей, претендующих на самостоятельность и публичность. Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Она предполагает наличие определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления вызывают у нас чувство симпатии или антипатии.Именно идентичность, по мнению Хантингтона, определяет поведение человека, и определяется самим человеком.Поэтому вполне естественно, что процесс глобализации ведет к расширению «религиозных и цивилизационных идентичностей, которые приобретают все большую значимость для индивидов и народов в целом». В настоящее время существует широкий спектр исследований социокультурных аспектов идентичности. В дискуссию об идентичности вовлечены представители практически всех гуманитарных наук. Но изучая идентичность, каждая научная дисциплина опирается на свое видение этого феномена, разрабатывая свою методику исследования. Социологи обращают внимание на социокультурные особенности идентичности, психологи - на психические свойства личности, включенные в процесс самоопределения. Антропологическое видение проблемыопирается на выявление этнической идентичности; культурологи стараются найти взаимосвязь идентичности с особенностями национальной культуры.Согласно современным исследованиям, идентичность - «транформирующаяся структура, развивающаяся на протяжении всей жизни, проходя через преодоление кризисов, и она может изменяться в прогрессивном или регрессивном направлениях, то есть быть «успешно» (позитивной) или «негативной» (индивид отклоняет любые взаимодействия)». Ни один уровень идентичности жестко не ограничен определенными рамками. И все-таки «свобода» самоидентификации имеет существенные ограничения. Идентичность формируется как предписание и самопредписание, зависит от воспитания в семье и в обществе, от оценки другими. Можно говорить о ситуации вынужденной идентичности, когда человек «выталкивается» окружением за пределы культурной общности в силу внешних, расовых отличий. Существует еще важный аспект проблемы. В современном мире практически не осталось культурно гомогенных обществ, и человек, сталкиваясь с «другими», вынужден воспринимать этих других и быть воспринимаемым. Поэтому культурная идентичность становится ответом на вопрос”Кто я?”не только для себя, но и для окружающих. То есть идентичность в мультикультурном мире носит перформативный характер.Этнические группы иммигрантов и «исторические» национальные меньшинства требуют признания своих культур, этничности, особого образа жизни составной частью культуры определенного общества.Такое признание в свою очередь требует от национального большинства трансформации параметров самоидентификации и изменения образа своего общества.Человек должен быть свободен в выборе своей идентичности, независимо от природных и социальных условий.Кроме того, сегодня уже невозможно подходить к проблеме идентичности с точки зрения примордиалистского варианта.Человек не должен автоматически причисляться к определенной культурной, религиозной, языковой группе лишь по факту своего рождения.Должны быть более широкие формы самоидентификации.Последнее время все активнее стала проявляется «фундаменталистская» форма, являя собой тенденцию«возвращения к своим корням»,особенно свойственную для иммигрантов-мусульман.Насильственное культивирование определенного образа жизни еще резче обозначает групповые различия,что является относительно новым явлением.