Написать сообщение на тему: "Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства XVII веке".
Ответы
Ответ:
Никон (1652-1666). Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской церкви. Подобно патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Но особенно ревностно проявил себя патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его заслуга перед Русской церковью. Однако церковные реформы патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской церкви в продолжение нескольких столетий.
Иоасаф II (1667-1672). Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь. Большой заслугой патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.
Питрим (1672-1673). Особо ничем не запомнился, поскольку принял патриарший престол уже в весьма преклонном возрасте и будучи больным.
Иоаким (1674-1690). Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Иоаким отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. В 1678 году патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства. По инициативе патриарха Иоакима было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 году была преобразована в Московскую духовную академию. В области государственного управления патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая Петра I, после смерти царя Феодора Алексеевича.
Адриан (1690-1700). Он призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять церковь от ересей. Не по нраву пришлось ему новшества эпохи Петра I: бритье бороды, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.