Предмет: История, автор: xainster

Почему, несмотря на благосклонное отношение к Кириллу Разумовскому, Екатерина ІІ всё таки приняла решение о ликвидации Гетманщины?​

Ответы

Автор ответа: natashathnahorenko
0

Ответ:

Как и многие другие правители эпохи «просвещённого абсолютизма», Екатерина II была твёрдо убеждена в том, что наиболее разумным и эффективным является такое правительство, которое:

-  основано на абсолютистских принципах и

-  лишено таких «феодальных реликтов», как особый статус отдельных земель.

Отсюда её негативное отношение к украинской, а также ливонской и финской автономии.

Екатерина Великая полагала, что любые автономные образования в стране мешают:

-   созданию унитарного, хорошо урегулированного государства,

-   рационализации управления,

-   принятию универсальных законов,

-  эффективной колонизации земель (в Манифесте от 4 декабря 1762 года она приглашала на земли Российской империи специалистов-иностранцев, кроме лиц еврейской национальности),

-   ликвидации экономических барьеров.

Вот потому то и императрица Екатерина II с самого начала своего правления продемонстрировала стремление:

-   усилить контроль над провинциями,

-   «рационализировать» их устройство,

- увеличить налоговые поступления в имперскую казну.

Национальные различия ею признавались, но считались незначительными.

И императрица верила, что с административной интеграцией и более однородным её развитием эти различия исчезнут...

 

* * *

Императрица Екатерина Великая была убеждена в том, что гетманство является вредным пережитком, а потому подлежит полному искоренению.

Вот потому с самого начала правления Екатерины II её правительством решено было окончательно и бесповоротно - упразднить гетманское управление.

Вступая в 1762 году на царство после короткого правления своего мужа, она в инструкции своей Сенату поставила своей задачей введение однообразного устройства и законодательства во всех областях, сохранивших ещё свои законы и свой строй - на Украине, в балтийских провинциях и Финляндии.

Екатерина круто взялась за ликвидацию остатков сохранявшейся кое-где в империи автономии и привилегий.

•   В письме Екатерины II князю Вяземскому (1764 год) по случаю его вступления в должность генерал-губернатора сената говорилось:

«Малая Россия, Лифляндия и Финляндия являются провинциями, коими управляют на основе дарованных им привилегий, нарушать же их, вдруг отказавшись от них, было бы очень непристойно, однако и называть их чужеземными, и обращаться с ними на таком же основании, было бы более чем ошибкой, можно сказать уверенно – бессмыслицей. Эти провинции, а также Смоленскую, следует самым лёгким способом привести к тому, чтобы они обрусели и перестали бы смотреть, будто волки на лес. Добиться этого будет очень легко, если разумные люди будут избраны начальниками этих провинций. Когда же в Малороссии не будет гетмана, то нужно стараться, чтобы навек и имя гетманов исчезло…»

• Вот что писал Олесь Бузина о Гетманате того времени:

«Полунезависимая гетманская держава очень напоминала нынешнюю Украину. Везде процветало взяточничество и кумовство. Очередной обладатель булавы растыкивал по хлебным местам своих близких и родичей жен. Образование пребывало в упадке. Армия разложилась. Казачьи полки не представляли никакой реальной боевой силы. Как  сейчас Ющенко мечтает о создании нацгвардии для выполнения полицейских функций, так тогда гетманы нанимали два-три сердюцких полка из полууголовного сброда. Это была тогдашняя «прохвесийна» армия. Но ни с кем воевать она не могла – только с собственными обывателями.

Некоторые отмазывались от военной повинности, становясь «бобровниками» и «пташниками». На этой службе, вместо того, чтобы подвергать себя походным тяготам, можно было ловить бобров и стрелять дичь для гетманских нужд. На момент ликвидации гетманства таких ценных для общества людей насчитывалось несколько тысяч дворов! Они не платили податей даже в украинскую казну и вели вольготную жизнь браконьеров в законе – благо зверья еще хватало.

Именно в это время сложился тип нашего земляка, старающегося не утруждать себя излишним трудом. «Сама природа, расточая с обилием дары свои в плодоносном сем краю, – писал в «Истории малой России» Дмитрий Бантыш-Каменский, - производит беспечность, вялость в жителях. В то время, как на севере хлебопашец, расчищая неудобные места, унавоживает и в поте лица обрабатывает землю сохою, в южной Украйне земледелец не помышляет о удабривании, орет плугом и беззаботно пожинает плоды занятий кратковременных». Еще бы! Ведь в распоряжении бездельника был лучший в мире чернозем!

Старшина постоянно пыталась

Похожие вопросы
Предмет: Русский язык, автор: Moscvin
Предмет: Русский язык, автор: Громова203
ПОМОГИТЕ НАЙТИ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРиЧАСТИЯ
Возле нашего берега в заливчике вода, загороженная кустами ивняка, стояла спокойная. Я сидел рядом с папой и внимательно смотрел на поплавки. А они тихо лежали на поверхности воды. Какие-то комарики, мошки весело толпились в воздухе над поплавками, постоянно присаживаясь на них и вновь взлетая.
Но вот поплавок моей удочки будто ожил. Он слегка шевельнулся, пуская вокруг себя по воде круги; шевельнулся ещё и ещё раз, потом стал медленно погружаться в воду.
Клюёт! Тащи! — взволнованно шепнул папа.
Я потащил. Ух, как тяжело! Удилище согнулось в дугу, а леска, натянувшись, как струна, так и резала воду.
— Не торопись, а то оборвёт! — волновался папа. — Дай я помогу — упустишь, крупная попалась.
Но я вцепился обеими руками в удилище и не отдавал его.
Сильная рыба, туго натянув леску, бросалась то в одну, то в другую сторону. Я никак не мог подтащить её к берегу. Наконец рыба показалась из глубины.
Я изо всех сил рванул удилище — раздался лёгкий треск, и в руках у меня остался обломанный конец. Другой конец вместе с поплавком и леской быстро понёсся по воде прочь от берега,
— Ушла, ушла! — завопил я и, забыв всё на свете, бросился за убегающим концом прямо в воду.
Папа едва успел схватить меня сзади за курточку:
На мои вопли прибежала испуганная мама. Она
тут же невдалеке собирала хворост для костра.
Предмет: Қазақ тiлi, автор: нина588