почему джадидиты особое внимание в своей деятельности
уделяли вопросам культуры и образования?
Ответы
Джадидизм и народное образование в Казахстане в конце XIX - начале XX веков
Начиная с XVIII в., Западный Казахстан в силу геополитической ситуации оказался в орбите экономической, политической и культурной интеграции с городами Южного Урала России. Такие города, как Оренбург и Омск стали интеллектуальными центрами, откуда исходили духовные импульсы, так необходимые для образования и просвещения Казахской Степи. Становление системы народного образования и просветительских организаций того времени стало возможным с образованием социополитического, культурного пространства и этнокультурных контактов между приграничными городами и населением России и Казахстана. Как происходил процесс распространения светского начального, а затем среднеспециального, высшего и религиозного образования, среди историков существуют различные взгляды и оценки. Следовательно, актуальность исследования данной проблемы обусловливается отсутствием в современной Казахстанской историографии целостной картины развития образования нерусских народов Российского государства в конце XIX - начале XX вв.
Данная проблема достаточно часто становилась предметом многочисленных исследований среди учёных. История развития образования татар, калмыков, казахов не осталась вне поля зрения исследователей как дооктябрьского, так и советского и современного периодов. Поэтому в рамках одной статьи не представляется возможным охватить и рассмотреть все аспекты, подходы и оценки результатов этих исследований. Наша задача — осветить наиболее существенные и решающие моменты становления народного образования в Казахстане в конце XIX - начале XX вв., определить место и роль джадидизма в формировании нового мировоззрения у тюркских народов, причины возникновения новометодного обучения, а также проанализировать деятельность мусульманских обществ и их развитие. Сам термин «джадидизм» генетически связан с понятием «ысул-и джадид» («новый метод»), возникшем в ходе формирования «новометодной» системы просвещения у татар (первоначально — у крымских татар).