Предмет: История, автор: nurkuhevdanial

Объясните идеи представителей «Зар заман», отражающие историческую судьбу казахской национальной государственности​

Ответы

Автор ответа: ilyaagofonov8
1

Ответ:В начале XIX века на смену певцам-сказителям XVIII века приходят поэты со своим самобытным творчеством. Акыны, ранее воспевавшие подвиги и героизм батыров, стоявших на защите рубежей своей родины, теперь стали отражать повседневную жизнь, внутренний мир отдельных людей, их слова и поступки. Основными темами их творчества становятся события, связанные с колонизацией края Российской империей и национально-освободительным движением.

 Строительство линий военных укреплений, отмена ханской власти, появление окружных приказов, изъятие земель у местного населения, глубокий кризис в хозяйстве привели к заметному ухудшению социально-экономического положения степняков. Эти события послужили причиной возникновения восстаний под руководством И. Тайманулы, М. Утемисулы, К. Касымулы, Ж. Нурмухамедулы, Е. Котибарулы, которые были жестоко подавлены.

 Наблюдения за происходящим в крае оформлялись в глубоко осознанные убеждения акынов 40–60-х годов XX века и отражались в их творчестве.

Поэты периода середины XIX века, названного писателем М. Ауэзовым эпохой «Зар заман» («Эпохой скорби»), в своих произведениях воспевали былые годы независимости, говорили о необходимости единения народа. Они не хотели мириться с колониальной политикой царизма, со всеобщим обнищанием степняков и искренне переживали за будущее народа.

Поэты в своем творчестве осуждали взяточничество волостных управителей, падение авторитета биев, доносительство и т.д. Одни поэты, не видя выхода из создавшегося положения, стали искать его в распространении идей о лучшей жизни в ином мире. Другие ушли в идеализацию прошлого, так как подавление ряда восстаний первой половины XIX века вселило в них неверие в будущее.

 Основной идеей произведений поэтов эпохи «Зар заман» является целостность народа и государства, где основополагающими считаются понятия «единство» («бірлік») и «государство-народ» («ел»). На этом пути поэты видели сохранение особой ментальности и национального характера степняков, а вместе с тем – казахов как народа. Лейтмотив поэзии этой эпохи содержится в тезисе: «Біз бірлік-берекеден айырылып барамыз, бүйте берсек құримыз» («Мы лишаемся единства и сплоченности; если будет и далее так, то исчезнем как народ»).

 Идеологическая ценность творчества поэтов этой эпохи состоит в том, что они стремились поднять дух народа через тщательное осмысление былых славных времен, уроков преодоления сложных этапов. Поэты этого периода выражают открытый протест против социально-экономической, политической, культурной колонизации Степи Российской империей.

 Поэты эпохи «Зар заман» были свидетелями заметного ухудшения социально-экономического положения степняков, земельной экспансии царизма и сужения пастбищных угодий. Они видели бесчинства колониальной администрации, а также со стороны чиновников различного уровня. Некоторые из поэтов мечтали о возврате прошлой ханской власти. В то же время в их творчестве присутствовали мотивы скорби о былом времени, боязнь грядущих перемен.

 Яркими представителями этого направления в 40–60-х годах XIX века можно назвать Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы и др. Одной из главных тем их поэзии была скорбь по старым временам, по героическому и легендарному прошлому казахского народа.

Дулат Бабатайулы – видный представитель направления «Зар заман». Он являлся свидетелем усиления колониальной политики царизма, в частности отмены ханской власти в 1822–1824 годах, строительства окружных центров, проведения административно-территориальных реформ 1867–1868 годов, ряда национально-освободительных движений. Так, в стихотворении «О, Сарыарқа, Сарыарқа!» Бабатайулы отразил тяжелое положение народа. В стихотворениях «Кенесбаю» и «Бараку» раскрыл отрицательные образы представителей колониальной администрации из числа местного населения. Поэт называл их предателями интересов своего народа, древних обычаев и традиций. Бабатайулы мечтал о тех днях, когда восстановится Казахское ханство времен великого Абылая, и восхвалял тех, кто боролся за свободу народа.

Объяснение:


nurkuhevdanial: спасибо тебе огромное
Похожие вопросы
Предмет: Математика, автор: wogpro2
Предмет: Українська мова, автор: dobryjstan
Треба відповідь на всі 12 запитань тесту
1. Простим є речення
А Хмари заволокли все небо, і цілий день ішов краплистий дощ.
Б Роса пообвисала великими краплями на бур’яні, дереві та спадала дощем
додолу.
В З моря біг гарячий вітер, і провінціальні вулички буквально вигоріли.
Г Передвечірній морок раптом розвіявся – промінь зниклого за містом сонця
поклав ясну смугу на дах сусіднього будинку.
2. Двоскладними є всі речення, ОКРІМ
А Козацькому роду нема переводу.
Б З віком розум приходить.
В Молодий місяць не всю ніч світить.
Г Добрі зуби й камінь перегризуть.
3. Розповідним є речення
А Хто зрозуміє нашу ностальгію?
Б Ти шуми, буяй, розбуди в моїй душі горіння, погаси всі квиління!
В Тихесенько вечір на землю спадає.
Г Шукай краси, добра шукай!
4. Простий підмет ужито в реченні
А Сніг із морозом знищили на полі всі квіти.
Б І захлиналась наша переправа шаленим шквалом полум’я й води.
В Усі ми прагнемо здобути якісну освіту.
Г Багато громів падало з неба.
5. Складений підмет ужито в реченні
А Над крутим урвищем завмер у думі вершник.
Б Три учні відмовилися брати участь у змаганнях.
В Там і тут вилискували проти сонця невеличкі штучні озерця.
Г Надворі декілька днів мрячив набридливий дощ.
6. Простий дієслівний присудок ужито в реченні
А Дівчина почала кликати на допомогу.
Б Подніпров’я мені колискою було.
В У полі холод ночі став відчутнішим.
Г Я на вбогім сумнім перелозі буду сіять барвисті квітки.
7. Складений іменний присудок ужито в реченні
А Білі акації будуть цвісти в місячні ночі жагучі.
Б Я хочу бачити світ розплющеними очима.
В Ледар був дуже ласий на чужі ковбаси.
Г За істину не треба вибачатись.
8. Правильно визначено синтаксичну роль інфінітива в реченні
А Пізнати мову народу – зрозуміти його душу.
Б Привчав мене батько трудитись до поту, а мати – любити пісні.
В Виходить місяць до діброви писать елегії на пнях.
Г Боротись із серцем – перемагати себе.
9. Правильно узгоджено підмет і присудок в усіх реченнях, ОКРІМ
А Не тільки півонія, а й троянда росли на клумбі.
Б На воді велично красувалися білосніжні лілеї та жовті глечички.
В Шкільні одинадцять років швидко минули.
Г Закарпатську низовину перетинає річка Тиса й чимало її правих приток.
10. Тире між підметом і присудком обов’язково треба поставити в реченні
(розділові знаки пропущено)
А Він герой цієї війни.
Б Наш народ океан.
В Життя не спокійне озерце, а бурхлива річка.
Г А зачарована Десна як казка.
11. Поширеним є речення
А Мова не полова.
Б Прилетіли лелеки.
В Усі ми не в тім’я биті.
Г Кав’ярню відкрито.
12. Порівняльні звороти треба виділити комами в усіх реченнях, ОКРІМ
(розділові знаки пропущено)
А Тихесенько стукає в шибку бентежне як сон зітхання.
Б По полю теплий вітер хвилями гуляє молоду пшениченьку неначе гойдає.
В Поговорю з деревами і стане душа легенька мов кульбаби цвіт.
Г Любіть Україну як сонце любіть.
Предмет: Математика, автор: timabutovo2009