ликурк древний законнский которому античность пожалуйста скажите правильный ответ
Ответы
Ликург (др.-греч. Λυκοῦργος; по разным данным, IX, VIII, VII или VI век до н. э.) — древнегреческий политический деятель, которому приписывают реформы государственного строя Спарты.
Данные о нём в сохранившихся источниках противоречивы. Ликург принадлежал к одной из спартанских царских династий (к Агиадам или Еврипонтидам), правил в качестве опекуна своего племянника — либо Харилая, либо Леобота. Опираясь на повеления дельфийского оракула и на собственный опыт, почерпнутый, в частности, на Крите, он провёл политические преобразования: учредил или реорганизовал совет старейшин (герусию), в который начали включать царей, сделал более упорядоченной работу народного собрания (апеллы), а по некоторым данным, создал контролирующий орган — эфорат; в результате Спарта превратилась в аристократический полис с ограниченной царской властью. Некоторые древние авторы приписывают Ликургу более широкие реформы, в результате которых сформировались все социально-экономические и культурные особенности Спарты классической эпохи. По этим данным, именно Ликург создал «общество равных», разделив государственную землю на равноценные неотчуждаемые участки (клеры), запретил хождение золотой и серебряной монеты, минимизировал отношения между Спартой и окружающим миром, разработал специфическую систему воспитания.
В исторической науке долгое время было распространено мнение о том, что Ликург — вымышленная личность (либо очеловеченный бог архаической эпохи, либо собирательный образ спартанского законодателя). В современной историографии господствуют представления об историчности этой фигуры. Ведутся дискуссии о времени жизни Ликурга, о том, какие реформы он провёл сам, а какие были ему приписаны.
Содержание
1 Общие трудности
2 Хронология
3 Биографические данные
4 Законодательство
4.1 Большая Ретра
4.2 Герусия и апелла
4.3 Эфорат
4.4 Общество равных
5 В культуре
5.1 Античная традиция
5.2 Поздняя античность и средние века
5.3 Новое время
5.4 Историография XIX—XXI веков
5.5 Современная культура
6 Примечания
7 Литература
Общие трудности
Данные античной традиции о Ликурге фрагментарны и крайне противоречивы[1]. О спартанском законодателе писали очень многие древнегреческие авторы, но сохранилась лишь ничтожная часть этих сообщений, причём по каждому пункту биографии мнения расходятся[2]. С этим связаны дискуссии в историографии по ряду вопросов. В целом проблемы, связанные с личностью Ликурга и его законодательством, относят к наиболее сложным и запутанным в истории Спарты[3].
Хронология
Для всех античных авторов, писавших о Ликурге, характерно стремление датировать его деятельность временами далёкой древности[4]. У Ксенофонта это эпоха первых Гераклидов[5], то есть Прокла и Еврисфена[4] (XI век до н. э.[6]), у Геродота — время правления в Спарте царя Леобота[7] (начало или первая половина X века до н. э.)[8]. Фукидид, не называющий Ликурга по имени, пишет, что к началу Пелопоннесской войны (431 год до н. э.) Спарта «более четырёх веков пребывала в состоянии благозакония», и это позволяет ввести дату — конец IX века до н. э.[9] или примерно 831 год до н. э.[4] Исследователь Н. Хэммонд предположил, что Геродот и Фукидид, действуя по-разному (опираясь на список царей в первом случае и вычисляя дату от современных событий во втором), имеют в виду одну и ту же дату, взятую из спартанской традиции[10][уточните ссылку (уже 476 дней)].
Эратосфен и Аполлодор Афинский датируют законодательство Ликурга концом IX или началом VIII века до н. э., Эфор — периодом между 885 и 869 годами до н. э. [4] (или примерно 870 годом до н. э.[6]). Аристотель, по его словам, прочёл имя Ликурга на диске из Олимпии, где, по-видимому, были записаны правила священного перемирия. Соответственно спартанский законодатель оказывается современником первой Олимпиады, состоявшейся в 776 году до н. э., и это самая поздняя из античных датировок[11].
В целом хронологический диапазон, в который помещают Ликурга древние авторы, составляет более чем три века. У исследователей тоже нет единого мнения о датах. Долгое время благодаря авторитету Фукидида каноническим считался вариант, предложенный этим автором, конец IX века, но в современной историографии существуют три основных датировки[12].
Первый вариант примерно соответствует классическому: конец IX — середина VIII веков до н. э., время до Первой Мессенской войны. Его сторонники в целом доверяют античной традиции и пытаются сгладить отдельные частные несостыковки[12]. Скажем, Н. Хэммонд полагает, что хронологические выкладки Фукидида и Аристотеля не противоречат друг другу: Ликург мог примерно в 810 году до н. э., «в расцвете лет», провести свои реформы, а спустя 34 года в качестве геронта действовать в Олимпии[13][уточните ссылку (уже 476 дней)]. Некоторые учёные делают важную оговорку: Ликург мог жить на рубеже IX и VIII веков, а вот преобразования, которые ему приписывают, могли пройти позже, не ранее конца VII века до н. э. (версия А. Гомма[14]) или даже в VI веке до н. э. (версия Г. Берве[15])