образ небо у М. Ю. Лермонтова
кратко
Ответы
Ответ:
Объяснение:
По характеру дарования Лермонтов, как и Пушкин, был, прежде всего, поэтом-лириком с рано сформировавшимся обостренным чувством личности. Лирические стихотворения занимают центральное место в его литературном наследии, как по числу произведений, так и по их особой значимости для лермонтовского эпоса.
Основная особенность лермонтовской лирики - ее протестующий, бунтарский и одновременно трагический характер. Источники трагического бунтарства - признание безграничных прав личности, оказавшейся в конфликте с обществом, эпохой, утратившей цельность и гармоничность восприятия мира, кризис веры в возможность осуществления общественных идеалов, острое осознание распавшейся «связи времен», ощущение исторического «промежутка», который обессмысливает любое действие, делает любую мечту несбыточной.
Так, само название стихотворения М.Ю. Лермонтова «Небо и земля» уже говорит о коллизии, на которой, собственно, строится все произведение: противопоставлении внешнего, природного (небо - земля) и внутреннего, человеческого (телесная оболочка - душа). Не случайно стихотворение начинается с вопросительного предложения, раскрывающего характер этого противопоставления:
Как землю нам больше небес не любить?
Нам небесное счастье темно;
Хоть счастье земное и меньше в сто раз,
Но мы знаем, какое оно.
О надеждах и муках былых вспоминать
В нас тайная склонность кипит;
Нас тревожит неверность надежды земной,
А краткость печали смешит.
Страшна в настоящем бывает душе
Грядущего темная даль;
Мы блаженство желали б вкусить в небесах,
Но с миром расстаться нам жаль.
Что во власти у нас, то приятнее нам,
Хоть мы ищем другого порой,
Но в час расставанья мы видим ясней,
Как оно породнилось с душой.
Замена слова «небо» на «небеса» лишает образ неба пейзажного значения и придает ему символическое. Земля и небо, «земное» и «небесное» - ключевые символы романтического миросозерцания. Но у Лермонтова из традиционно-религиозных и «обиходных» романтических символов они превращаются в критерии самопознания, опорные точки для ориентации лирического «Я» во вселенной. Герой мечется между идеальной высотой «небес» и чувственным («как …не любить?») обаянием «земли».