Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? ("Гроза" Островский)
Ответы
1 аргумент: Старшим и обеспеченным калиновцам, обманывающим представителей
мещанства и завидующим друг другу, противопоставлена Катерина, героиня чистая,
сильная по натуре, являющаяся воплощением русской национальной души. Она
выросла в семье, в которой любовь и взаимоуважение ценились больше всего:
«Маменька во мне души не чаяла». В Калинове же, находясь под постоянным
контролем Кабанихи, Катерина «завяла совсем», чувствуя, что в городе всё «будто изпод неволи». Однако «молодая Кабанова» остаётся верной себе, ведь стремление к
счастью и свободе в ней сильнее чувства долга перед нелюбимым мужем. Измена
Катерины Тихону — не компромисс по отношению к «тёмному царству», а
проявление бескомпромиссности, её решительный поступок демонстрирует
внутреннюю силу героини и независимость от власти диких и кабановых.
2 аргумент: Катерина предъявила городу новую меру ценностей — жажду воли и
счастья. Две массовые сцены — признание и финал — показывают духовное
изменение калиновцев, их эмоциональное пробуждение: если вначале они
ограничены, рассуждают о том, что «Литва…с неба упала», то в конце произведения
это уже совершенно другие люди, сопереживающие Катерине, восхищающиеся её
красотой. Души обывателей, переживших эмоциональное потрясение, оказываются
отзывчивыми. Нарушается изолированность Калинова: Варвара «с Кудряшом с
Ванькой убежала, и того также нигде на найдут». В финале заговорили даже те, кто
всё время считал, что «лучше уж стерпеть»: Тихон обвиняет «маменьку», погубившую
его жену, а Кулигин осмеливается высказать своё мнение: «Вот вам ваша Катерина».
«Тёмное царство» оказывается не властно над человеческой душой.
3 аргумент: О недолговечности власти сильных и богатых жителей Калинова
свидетельствует место действия, представленное в произведении. Прекрасный
пейзаж контрастирует с уродливыми социальными отношениями. В 3-м действии
автор использует антитезу, показывая дневную и ночную жизнь. Днём царит «тёмное
царство», правят Кабанова и Дикой, а ночью происходят тайные свидания, звучит
музыкальный диалог Кудряша и Варвары: «Все домой, все домой, // А я домой не
хочу.» В это время законы города с «жестокими нравами» будто отступают.
Разрушенная постройка, появившаяся в 4-ом действии, символизирует скорую
потерю власти старшими, конец патриархального мира, уход которого предчувствует
и сама Кабаниха, доказывая его репликой: «Не очень-то нынче старших уважают»