Предмет: История, автор: fanatsnea

Напишите эссе на тему «Ценность произведений акынов и жырау ХҮІІІ в»

Ответы

Автор ответа: natluS07
1

КУЛЬТУРА КАЗАХОВ В XV - XVIII ВВ.: ТВОРЧЕСТВО ЖЫРАУ.

Период XV ~ начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..

XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы.

В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау - размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.

Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

Традиции поэзии жырау прододаили и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и,воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.

Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.

Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников - свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.

Не говори, что над землей Луна никогда не зайдет,

Что озеро, сколько воды ни пей.

Своих не утратит вод. Не говори, что на пустыре

Не появится озеро.

Не говори, что в глуши, где курая нет,

Не будет бродить кулан.

Не говори — от белых кобыл

Хороших не жди жеребят,

Не говори - толстобрюхий бай

Все время будет богат.

Не называй бедняка бедняком

Не говори, что, разбогатев,

Не откочует он со скотом

Опередив всех на джайлау.

Не называй бедняка бедняком

Не знаешь ты, кем он будет потом.

Он может в центре степного пространства

Один выстоять против толпы,

И за обиды свои отомстить.

(Бухар жырау).

Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов - Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма.

Похожие вопросы
Предмет: Українська література, автор: ksenianovickova321
Від чийого імені ведеться оповідь у творі?


тітки Едлі

Бу Вільгельма

тітки Лундін

дядька Сікстена
ЗАПИТАННЯ №2 з однією правильною відповіддю Балів: 8%
Який подарунок отримав Буссе від продавчині Лундін?


яблуко

пляшку з джином

листівку

теплу кофтину
ЗАПИТАННЯ №3 з однією правильною відповіддю Балів: 8%
Як виявилось, що Країна Далека, то


острів , який плавав в океані

півострів у морі

острів у морі

острівець на річці
ЗАПИТАННЯ №4 з однією правильною відповіддю Балів: 8%
Тато-король шукав сина цілих ...


8 років

9 років

10 років

все життя
ЗАПИТАННЯ №5 з однією правильною відповіддю Балів: 8%
У Стокгольмі на вулиці Упландській проживав


Міраміс

Като

Лундін

Буссе
ЗАПИТАННЯ №6 з однією правильною відповіддю Балів: 8%
Юм-Юм – це


конюх

садівник

брат Буссе

ім’я батька головного героя
ЗАПИТАННЯ №7 з полем для вводу відповіді Балів: 8%
День і ніч він кував зло у своєму замку, тримаючи в страху всіх довкола.

(Напишіть ім’я з великої літери .Крапку не ставте)

ЗАПИТАННЯ №8 з однією правильною відповіддю Балів: 8%
Вкажіть, чого із перелічених речей не брав з собою Міо, коли збирався до країни чужинецької


паляниця

сопілка

плащ

ложечка
ЗАПИТАННЯ №9 з однією правильною відповіддю Балів: 8%
У Мертвому Лісі хлопчикам прийшли на допомогу

(вкажіть зайве)


чорний стовбур старого дерева

невеличка печера

скеля
ЗАПИТАННЯ №10 з однією правильною відповіддю Балів: 8%
Чорні вивідувачі полювали на хлопчаків, тому що Като наказав


вбити їх

відправити додому

взяти в полон

вирвати з їхніх грудей серця
ЗАПИТАННЯ №11 з однією правильною відповіддю Балів: 8%
Що сталося після того, як Міо напився води, опинившись в середині гори?


він сів відпочити

заснув

загубив Юм-Юма

загубив сопілку
ЗАПИТАННЯ №12 з однією правильною відповіддю Балів: 8%
Сопілку, яка допомогла знову зустрітись хлопчикам у скелі, вирізав


Юм-Юм

Міо

Нонно

Ено