сообщение культура россии при Петре 1
Ответы
Ответ:
Особенности культурного развития. 1682–1725 – годы правления самого значительного государя России, первого русского императора – Петра I. Долго еще будут спорить историки, взвешивая все «за» и «против» в деятельности великого реформатора, однако, совершенно очевидно, что начало ХVIII в. оказалось судьбоносным для нашей страны.
Во внешней политике на счету Петра походы на Азов, «Великое посольство», Северная война, Полтавская битва, Каспийский поход.
Стремясь «догнать и перегнать» Запад, Петр I решительно старается изменить в России все «сверху донизу». Он ликвидирует прежние центральные органы, вводит Сенат, новые органы управления (коллегии), проводит реформы местного самоуправления, армии и флота, финансово-налоговой, судебной систем. Внушительны результаты бурной петровской деятельности: созданы мощная армия и флот, страна получила доступ к морю, развивается мануфактурное производство, расширяется внутренняя и внешняя торговля. Россия на равных вошла в число великих держав мира.
В тоже время, реформы вновь заморозили процесс демократизации общества, освобождения частной собственности, особенно на самом массовом крестьянском уровне; укрепляется абсолютизм, сословная структура общества. Петровский идеал рационального и справедливого государства оказался утопией, на практике он привел к возникновению полицейской державы.
Вновь усиливается крепостное право. Успех реформ был обеспечен за счет трехкратного увеличения налогов. Обществу перемены стоили слишком дорого. С 1672 по 1710 год численность населения сократилась на 6,6%. Не случайно, по стране прокатились массовые восстания (Башкирское, Астраханское, народное движение во главе с К. Булавиным).
При Петре I в значительной степени усиливается влияние западноевропейских традиций. Символично, что в 1699 г. был издан указ о введении нового календаря, принятого во всех западноевропейских странах. Год теперь начинался не 1 сентября, а 1 января, отсчет времени стали вести «от рождества Христова», а не от «сотворения мира», как это было раньше. Разница между этими двумя мифологическими датами по подсчетам русских книжников составила 5508 лет.
Государь, посещая разные страны, видел «неизмеримое расстояние», существовавшее между двумя культурами. За границей целенаправленно скупали всякие «диковинки», приобретали новейшие инструменты и оборудование, произведения искусства, «выписывали» специалистов. Петр сам ездил учиться посылал молодежь осваивать заморские науки. В тоже время, следует подчеркнуть, что Петр пользовался только знаниями, всячески оберегал государственную политику от иностранного вмешательства.
При Петре, теперь уже стремительно, идет процесс обмирщения русской культуры. Весьма своеобразно царь заявил о начале новой эпохи для России. Он поджег свой старый подмосковный дом и неистово бил в бубен во время пожара, без сожаления прощаясь со старыми традициями. Однако, это было далеко не всем «по сердцу». Православная церковь ревниво охраняла русскую старину, откровенно противилась всяким нововведениям.
Петр I издает ряд указов, ограничивающих самостоятельность духовенства. В 1721 г. проводится реформа церковного управления. Отменялось звание патриарха. Для управления церковью вводился коллегиальный орган – Синод. Из числа светских лиц назначался обер-прокурор. Государь стал называться «верховным пастырем» православной церкви.
Проводя церковную реформу, Петр, как и везде, «рубил с плеча». Была отменена даже тайна исповеди. Священникам вменялось в обязанность доносить о намерениях прихожан. С точки зрения моральной, государство взялось воспитывать у граждан не самые лучшие качества. Донос возводится в ранг добродетели, что подтверждает и созданный при Сенате институт фискалов, которые обязаны были «вынюхивать», доносить, обличать, не взирая на ранги.
Реформа ослабила без того пошатнувшийся авторитет церкви. Однако, это совсем не означало, что Петр боролся с православием и отвергал веру. Он сам был верующим человеком. По его приказу была сооружена походная церковь. Однажды, царь заявил патриарху: «Быть может, я больше твоего почитаю Бога и Пресвятую Его Матерь. Я исполняю свою обязанность, когда защищаю народ и казню злодеев, умышляющих против него».
Яростное сопротивление сторонников «старины» Петр попытался преодолеть и ускоренной европеизацией быта. Уже в ХVII в. западная мода довольно активно проникает на Русь, чему активно воспротивилась церковь. Протопоп Аввакум отказался благословлять боярина Шереметева из-за того, что тот брил бороду. Теперь европейское платье, внешний вид, манеры и традиции (как себя вести, как праздновать праздники, как накрывать стол) без рассуждений обязаны были принять все.