какую роль играет торговля в хозяйстве кыргызов?
Ответы
Ответ:
Развитие торговых отношений кыргызов в конце XIX – начале XX вв. требует дополнительного изучения на основе русских источников, поскольку в современной историографии Кыргызстана данная проблема до сих пор остается слабо изученной. Задачей автора является анализ торговых отношений кыргызов после присоединения Кыргызстана к России. Экономические отношения кыргызов до присоединения Кыргызстана к России находились на стадии натурального хозяйства. В этот же период времени у оседлого населения Ферганы, соответствующей южной части современного Кыргызстана, велась оживленная стационарная торговля. В соответствии с натуральным хозяйством у кыргызов торговля носила меновой характер: в качестве основного товара, предназначенного для обмена, выступали скот и продукты скотоводства.
В различных публикациях русских путешественников, востоковедов, побывавших на территории Кокандского ханства, мы находим сообщения о развитии торговли у южных кыргызов. В статье «Сведения о дикокаменных киргизах» упоминается, что почти все торговые обороты черных киргизов ограничиваются меною своего скота с торговцами, приходящими из Кашгарии, России и Китая» [12, с. 152]. В статье «Обозрение Кокандского ханства в нынешнем его состоянии» отмечается, что стада у кокандских киргизов состоят преимущественно из баранов той же породы, какую разводят и другие их одноплеменники. Киргизские стада относительно многочисленнее, чем стада других кочевых народов. Большое число баранов пригоняется торговцами и самими киргизами на продажу в Коканд, где они вместе с сарацинским пшеном составляют главнейшую пищу как богатых, так и бедных людей» [11, с. 188].
Известный востоковед В.В. Вельяминов-Зернов, обращая свое внимание на развитие торговых отношений, отмечал, что Кокандское ханство имеет торговые сообщения через Коканд-Кашгар [1, с. 130]. Естественно, торговые пути в Кашгар могли проходить через г. Ош. В.В. Вельяминов-Зернов писал, что «из Кашгара в Коканд пригоняют ежегодно: 30 000 лошадей чаю, зеленого, кирпичнаго и аккуйрюка (фимальнаго низкого сорта), 200 лошадей белых войлоков, 200 лошадей квасцов, 50 лошадей китайских чашек и 50 лошадей бакалейных изделий» [1, с. 130]. По данным автора: «Из Кашгарии дикокаменным (в дореволюционных источниках кыргызы именуется «дикокаменными киргизами». – Т.Н.) доставляют разные бумажные материи, халаты, бязи, выбойки, сушеные ягоды и проч., особенно идут бязи и бумажная армячина желтого, черного и коричневого цветов. Все эти товары с большой выгодой для купцов обмениваются на баранов, 15 аршин дабы меняются на барана, а холст бумажной армячины на 4–5 баранов, смотря по доброте» [2, с. 111]. Дорога от Кашгара до Коканда занимала 23 дня. Как правило, караваны отправлялись в начале июня и состояли из 1 000–1 500 навьюченных товарами лошадей, верблюдов использовали только для перевоза палаток, одежды и дорожных запасов и припасов. В караванах находились кабульские, персидские, бухарские, кокандские и ташкентские торговцы [7, с. 348].
Изучая торговые отношения у кыргызов, А.П. Хорошхин писал: «В Коканд через Аулие-Ата из киргизских степей сбываются много десятков тысяч баранов, а из Ташкента идут русские ткани мануфактурных произведений, сахар, железо и т.п.» [15, с. 177].
Что касается России, торговля русскими товарами производилась также доверенными от петропавловских купцов татарами, по свидетельствам на развозной торг. Торговцы обыкновенно приезжали из Петропавловска в середине ноября, торговали в течение зимы, продавая товары за скот и шкуры разных домашних животных и зверей. В середине апреля торговцы отправлялись обратно в Петропавловск. Из русских товаров продавали самые простые ситцы, нанки, коленкор, миткаль, кожи и разные железные вещи, а также маленькие простые зеркальца, серьги, кольца, деревянную и фаянсовую посуду, свечи, мыло, спички, масло, чай, перец, сахар и др. Особенно ценились железные вещи и юфть. В обмен на них брали быков, баранов, лисьи и куньи меха [2, с. 111]. «Барыши торговцев очень велики, – отмечал М.И. Венюков, – так, один аршин красного сукна, ценою в рубль, сбывается ими за три барана, аршин 10 миткали, саржи или нанки, ценою в 7 копеек аршин, идет за барана. Юфтовая кожа стоит 7–8 баранов, а чугунные и железные вещи продаются по произвольно высоким ценам».
Объяснение: