С какими трудностями сталкивался римлянин во время военной службы?
Ответы
Ответ:
Гражданская и военная доблесть
Среди историков утвердилось представление о принципиальном различии гражданского и военного права у римлян. Первое действовало на территории города и определялось буквой Закона. Второе начиналось за первым милевым столбом от городских стен, и здесь безраздельно царила воля военачальника. Его власть над телами и душами подчинённых была абсолютной. Недаром одним из её символов римляне считали фасции, то есть перевязанный ремнём пучок розог, которые торжественно носили перед военачальником ликторы. За пределами городских стен в фасции вкладывался топор, который символизировал право военачальника выносить смертные приговоры. На территории Рима смертная казнь была ограничена правом провокации, то есть возможностью приговорённого обратиться за заступничеством к народному собранию. Однако с выступлением войска в поход для граждан, ставших воинами, это право переставало действовать.
Римский военачальник в сопровождении ликторов с фасциями. Римский мраморный рельеф, I век н.э. Музей археологии, Палестрина - Древнеримская суровость | Warspot.ru
Римский военачальник в сопровождении ликторов с фасциями. Римский мраморный рельеф, I век н.э. Музей археологии, Палестрина
После объявления войны обычные нормы гражданской жизни в Риме приостанавливались. Закрывались суды, переставало собираться народное собрание, прекращалась торговля. Даже сам гражданский статус воинов как бы отчуждался: будучи зачисленными в войско, граждане лишались базовых прав и подлежали заключению, телесным наказаниям и даже казни по приказу военачальника. Этой особенностью гражданско-правовой жизни охотно пользовался римский сенат, который во время плебейских волнений обычно под первым удобным предлогом вводил военное положение, мобилизовывал недовольных в армию и тем самым принуждал их покориться. Любые сходки или собрания в войске были запрещены под страхом смерти. С другой стороны, эта же особенность приводила к тому, что знаменитые плебейские сецессии V–IV веков до н.э., как правило, начинались с восстания войска, которое отказывало военачальнику в подчинении и затем в полном порядке удалялось на Священную гору в трёх милях от города.
Чрезвычайное положение и безграничная власть военачальника прекращались, когда войско возвращалось из похода и вступало в пределы городских стен. Если поход был победоносным, оно происходило в виде триумфального шествия: военачальник въезжал в город на колеснице и затем поднимался на Капитолий, где приносил торжественную жертву Юпитеру. За ним в процессии следовали служившие под его началом воины, которые проходили через обряд очищения оружия. Знаком перехода из военного в гражданское состояние было принятое в Риме формальное обращение к гражданам «квириты». Считалось, что одно лишь это слово в устах военачальника освобождало солдат от их клятвы. Именно этим обращением Цезарь урезонил солдат, бунтовавших против него осенью 47 года до н.э. и требовавших отставки.
«В начале своего слова, — пишет Аппиан, — он обратился к ним «граждане» вместо «солдаты», это обращение служит знаком того, что солдаты уже уволены со службы и являются частными людьми. Солдаты, не стерпев этого, крикнули, что они раскаиваются и просят его продолжать с ними войну».
Объяснение: