Як католицька і православна культури змінили історію народів Центральної і Східної Європи? (письм.)
Ответы
Ответ:
Центральная Европа — не столько географическая реальность, сколько историческая, в определённом смысле историко-идеологическая концепция.
Фридрих Науман выдвинул очерченную им в одноимённой книге в разгар Первой мировой войны концепцию Mitteleuropa (нем. — срединная Европа). В ней Центральная (точнее, «Средняя») Европа рассматривалась как сфера влияния Германии, расширенная после её предполагаемой победы в войне, но при этом и оговаривалась необходимость строить сотрудничество между странами региона, прежде всего экономическое, на взаимовыгодной основе.
В новом виде концепция Центральной Европы стала предметом относительно широких дебатов в 1980-е годы. Принадлежность Польши, Чехословакии, Венгрии к сфере влияния СССР вызывала у большей части элиты этих стран неприятие. Отсюда возникла концепция о необходимости в будущем «вернуться в Европу», которая отождествлялась таким образом с Западной Европой. Именно в рамках этой концепции было написано эссе Милана Кундеры о Центральной Европе, которую он описывал как Европу «похищенную», пленённую чуждым ей Востоком, олицетворяемым Россией/СССР.
Фактически «легализация» концепции Центральной Европы произошла уже после революций 1989 года, после падения коммунистических режимов. Стало ясно, что посткоммунистические преобразования в Польше, Чехии, Венгрии идут быстрее, чем в бывшем СССР (за исключением стран Балтии) и бывшей Югославии. Так «большая» социалистическая Восточная Европа 1940–1980-х годов стала рассматриваться как несколько регионов, одним из которых и стала новоявленная Центральная Европа.