Прoкoммeнтируйте схему композиции: «Свой» мир чужой мир
Ответы
Объяснение:
Как известно, «сказочный мир делится на „наш“ и „не наш“»[1], свой и чужой. Иное царство неоднократно становилось предметом исследований в работах ученых[2]. В сказках, объединенных темой похищения женщины, потусторонний мир играет чрезвычайно важную роль. Указанный локус является местом, куда непременно попадает похищенная героиня и куда впоследствии отправляется освободитель.
По словам В.Я.Проппа, русские волшебные сказки не дают какого-либо единства при изображении потустороннего мира[3]: «… никакого единообразия нет. Есть многообразие; <…> народов, имеющих совершенно единообразное представление о потустороннем мире, вообще не существует. Эти представления всегда многообразны и часто противоречивы»[4]. В русских волшебных сказках о похищении женщины иной мир также представлен различными типами, рассмотрению чего посвящается данная работа.
«Местопребывание»[5] (расположение) потустороннего царства в проанализированных сказках связано с изменением (понижением или повышением) уровня, относительно мира этого.
Нижний иной мир находится под землей. Вход в него представлен в текстах в виде углубления или отверстия в земле. Это может быть яма / нора / обрыв / дыра / пропасть / подземный ход. Перечисленные углубления и отверстия не являются, как отмечает Т.В.Цивьян, «объемным пространством или помещением»[6], через них можно попасть в иной мир[7]. Их иногда прикрывают плита / камень, выполняющие роль границы между мирами.
По словам В.Я.Проппа, «ничего специфически подземного там (в нижнем ином мире. – А.Л.) нет. Там обычно вовсе не темно, там такая же земля, как здесь»[8]. Действительно, в большинстве сказок подземный по-тусторонний мир чрезвычайно похож на мир этот, о чем речь пойдет дальше. Однако в некоторых текстах как раз и подчеркивается «темнота, впечатление, вполне естественное при спускании в глубь земли»[9]: «Взяли и сбросили (братья спящего Ивана-коровича. – А.Л.) в пропасть. Он проснулся и смотрит, что такое? Темно и ничего не видно»[10].[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]
С понижением уровня связано также существование в русских волшебных сказках подводного иного мира. Подобный тип представлен, прежде всего, в сюжете СУС 313А, В, С Чудесное бегство[11], где герой, обещанный отцом Морскому царю, оказывается в его владениях. Подводный иной мир встречается лишь в одной из рассмотренных сказок: «Сделали (братья. – А.Л.) веревку и в море (Осинкина. – А.Л.) опустили»[12].
Верхний иной мир располагается чаще всего на горе (горах). В сказках нередко подчеркивается высота данной преграды, а также даются некоторые сведения о характере ее склона (крутизна).
Отметим, что потустороннее царство, расположенное на горе, представлено в «Сказке о золотой горе, или Чудных приключениях Идана, восточного царевича», опубликованной в 1782 г.[13] Переработанный вариант этой сказки помещен в сборнике «Старая погудка на новый лад» (1794–1795 гг.); в нем также фигурирует гора[14]. Эти печатные тексты способствовали появлению многочисленных устных вариантов. Они обеспечили возникновение в устной фольклорно-сказочной традиции новой версии сюжета, зафиксированного в СУС под номером СУС 301А, В Три подземных царства, в которой расположение иного мира связано не с понижением, а с повышением уровня.
стр. 323В некоторых фольклорных вариантах содержится информация о первом впечатлении героя при попадании в верхний иной мир: «Вот Иван-королевич долез туды (на гору. – А.Л.). Осияло какое-то. Больнё по-нравилось ему»[15].
В отдельных волшебных сказках расположение верхнего иного мира связано с деревом. На нем обычно обитает такой орнитоморфный