причины пьянства в поэме "кому на руси жить хорошо"
Ответы
именно нищета и бесправие толкают бедняка к водке:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Пошла по жилам чарочка,
И рассмеялась добрая,
Крестьянская душа.. .
пьянство-следствие бедности) .
Ответ:
Проблемой борьбы с пьянством были озабочены лучшие люди России, но мы мало, что знаем о них. Почему? Да потому что пьяным народом управлять легче и пороки прививать народу легче, чем что-то положительное. Вот и читают наши дети в школе поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо? ”, где у мужиков всегда скатерть-самобранка, наряду с едой на стол ставит ведро водки, а тех, кто не пьет укоряют: “Не пьют, а так же маются. Уж лучше б пили, глупые”. Н. А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» убедительно показал, что именно нищета и бесправие толкают бедняка к водке:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная —
Гневна, грозна и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.
Пошла по жилам чарочка,
И рассмеялась добрая,
Крестьянская душа.. .
Вот на это и рассчитывали помещики. Не желая улучшить жизнь крестьян, они надеялись, что те вином зальют тот гнев, который невольно скапливался в душе каждого человека, поставленного в бесправное положение, когда он никак, ни словом, ни делом, не должен был выражать свое несогласие с существующими порядками.
В главе III первой части ("Пьяная ночь") Нагой произносит монолог, где его убеждения
сформулированы предельно отчетливо: каторжный труд, результаты которого
достаются трем дольщикам (Богу, царю и господину) , а подчас и вовсе уничтожаются пожаром; бедствия, нищета - всем этим оправдывается мужицкое пьянство, и не стоит мерить крестьянина на "мерочку господскую". ТЯким Нагой, своеобразный народный мудрец-парадоксалист, произносит неожиданную речь в защиту пьянства. Наряду с наиболее простыми объяснениями пьянства («Он до смерти работает, // До полусмерти пьет» ; «Вино валит крестьянина, // А горе не валит его? Работа не валит? » и т. п. ) Яким предлагает еще одно, на которое вам следует обратить внимание: У каждого крестьянина Душа, что туча черная. Гневна, грозна; и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям. А все вином кончается: Пошла по жилам чарочка — — И рассмеялась добрая Крестьянская душа!. . Таким образом, пьянство — это способ, с помощью которого крестьянину удается сдержать себя от более страшного и разрушительного зла: пресловутого «русского бунта, бессмысленного и беспощадного» . (Кому из героев русской литературы принадлежит это определение бунта? ) Так тема пьянства связывается с темой народного долготерпения, противопоставленного народному бунту. Речь Якима Нагого — на самом деле защита не пьянства (это лишь риторический прием) , а народного долготерпения, которое таким образом предстает как добродетель и свидетельство внутренней силы (самоограничение, обуздание себя) , а отнюдь не слабости народа. Такая точказрения на проблему народного пьянства, широко обсуждавшуюся в публицистике 1860-х гг. , близка революционно-демократической (согласно Н. Г. Чернышевскому
и Н. А. Добролюбову, пьянство-следствие бедности) . Не случайно впоследствии этот монолог использовался народниками в их пропагандистской деятельности, неоднократно переписывался и перепечатывался отдельно от остального текста поэмы.
Объяснение: