Главный враг знания не невежество, а иллюзия знания. Объяснить это высказывание, сделать как эссе
Ответы
Ответ:
526
Скачиваний
82
Размер файла
46.14 Кб
Поделиться
СКАЧАТЬ
Главный враг знания – не невежество, а иллюзия знания
Может ли машина мыслить или только создавать
иллюзию мыслительного процесса?
Зададимся вопросом: что такое невежество? В силу того, что главным предметом изучения философии является человек в сущностных проявлениях его бытия, то правильнее задать вопрос будет так: какого человека называют невежественным? Отвечая, можем сказать, что невежественный – это человек, который мало знает. В связи с высказыванием С. Хокинга о невежестве, как не враге знания, вспоминается еще одна фраза: «С нравственной точки зрения невежа предпочтительнее глупца, а с интеллектуальной – наоборот».
Высказывание С. Хокинга и фраза взаимно дополняют друг друга. Характеристика человека как невежи указывает на то, что, действительно, он мало знает, но при этом не гордится этим, не выставляет свою позицию напоказ, но остается нравственным. Значит, понимая свою ограниченность в области познания, он, будучи человечным, остается добрым, открытым, совестливым. Собственная ограниченность осознается им как порок, как нечто недостойное его личности, как то, что необходимо преодолеть и устранить в себе.
Понимание ограниченности в то же время открывает человеку беспредельность процесса познания, а значит и совершенствования себя как субъекта этого процесса. В силу того, что каждый человек является уникальным, неповторимым, то и процесс постижения новых знаний будет всегда творческим, ранее никем не совершенным. На этом пути преодоления себя и своей косности человек развивается сам и развивает, увеличивает область знания, в которой работает.
Безусловно, он опирается в своих исследованиях на те знания, которые были открыты до него, но он эти знания берет под сомнение. Точнее не сами знания, а то представление об их истинности и объективности, которое сформировалось после того, как они были проверены либо теоретически, либо экспериментально. Еще Декарт в XVII в. высказал свой главный философский аргумент в пользу развития познавательного процесса: «Я сомневаюсь, мыслю, существую».
Сомневаясь в любом авторитете, в том числе в абсолютной истинности любого знания, человек должен научиться самостоятельно, свободно, творчески мыслить, открывая тем самым что-то новое, ранее не изведанное. Только в этом процессе человек по-настоящему живет, обретая бытие в самом себе через преодоление собственной ограниченности, двигаясь от невежества к знанию.
А теперь рассмотрим вторую часть высказывания С. Хокинга и соответствующую ей часть фразы. Что такое иллюзия знания? Или опять-таки, с учетом человека, как главного предмета изучения философии: Какой человек принимает знание за иллюзию, и почему тогда он враг знания? По всей видимости, это тот глупец, который даже самому себе не хочет признаться в том, что его знания, хоть и объемные, но все равно они ограниченные.
По этому поводу еще Гераклит в VI в до н.э. сказал, что «многознание ума не прибавляет». Другими словами, от того что человек будет много знать, он не станет от этого более нр...