Какую роль отводит Гоголь искусству и религии в пробуждении души
Ответы
Ответ:
В 1798 г. Фридрих Шлегель набрасывает план обновленной религии, основу которой должна составить «новая Библия», в которой были бы смешаны все жанры и преодолевалась бы всякая систематика, и декларирует при этом свое намерение одновременно идти по следам Мухаммеда и Лютера»4. За год до этого, в 1797 г., Людвиг Тик анонимно издает книгу новелл о художниках эпохи Возрождения своего друга Вакенродера под общим заглавием «Сердечные излияния отшельника, любителя изящного», ставшую символом веры в божественную сущность искусства. Само заглавие книги уже содержало в себе мысль: искусство — это религия, занятие искусством — служение Богу. Картина Рафаэля или Дюрера, по убеждению Вакенродера, так же, как и простое пение монахов, открывает бесконечность Бога тому, чья душа чиста и способна воспринять откровение. Искусство тем самым начинает восприниматься как иероглиф, который Создатель сообщил людям, чтобы они могли приобщиться к созерцанию божественных сущностей. Во всем этом, несомненно, был знак времени: отказ от рационализма и рационалистических систем, обращение к сверхрациональному, таинственному, трансцендентальному, что становится предпосылкой вновь пробудившейся религиозности. Но действительно новым акцентом оказалась декларируемая связь, существующая между искусством и религией: эстетическое переживание истолковывается отныне как медиум религии, или даже — как сама религия. При этом искусство не узурпирует монополию, оно лишь воспринимается, в параллель к природе, как выражение божественного языка и медиум абсолюта.