«Кто противопоставляется жестоким, серым пролетариям, «товарищам»?
Ответы
Ответ:
Если сатирическое творчество Маяковского – это высмеивание врагов победившей революции, то в это же самое время стали создаваться и сатирические произведения, имевшие иную политическую направленность. В них сатирически изображалась сама революция, большевики, советский строй. Такая литература, естественно, могла появляться лишь в среде эмиграции (Л. Аверченко, Е. Замятин и др.) или же писалась, что называется «в стол». Из произведений этого последнего ряда наиболее выдающимся была, пожалуй, повесть Булгакова «Собачье сердце». В пришедших к власти «кожаных куртках» Булгаков видел прежде всего людей в высшей степени некультурных, хамов, упоенных своей властью и завоеванными «правами». Именно таким оказывается созданный профессором Преображенским из собаки Шариков. Его наглая самоуверенность, торжествующе-победный тон, полное отсутствие не только элементарной культуры, но и хоть какой-то порядочности одновременно смешны своей нелепостью и страшны тем, что этот человек с собачьим сердцем представляет собой реальную силу. В этом – одна из особенностей булгаковской сатиры: она вызывает не только смех, но и ненависть, возмущение, негодование. Но даже не в Шарикове в конце концов дело, дело в том, как ко двору пришелся он в советском мире, как быстро вписался в него: и площадь законную требует, и не угодившую невесту собирается уволить по сокращению штатов, и донос в органы на профессора и его ассистента сочиняет… История Шарикова разворачивается на фоне многих примет советской действительности, которые с точки зрения нормального культурного человека выглядят нелепо, а потому комично, хотя в то же время и зловеще. Это и животная, инстинктивная ненависть Швондера к профессору Преображенскому, и женщина, «переодетая мужчиной», и журналы в пользу германского пролетариата по полтиннику штука, и многое другое, кончая совершенно невообразимым именем Полиграф, которое принимает Шариков