Доклад о быке пожалуйста.
Ответы
Ответ:
Бык — в народной традиции особо почитаемое животное, воплощение силы; жертвенное животное.
В южнославянской космологии Бык (иногда буйвол или вол) - опора земли. В Сербии полагали, что земля держится на четырех БыкАХ — черном (на западе), сивом, соловом (на юге), белом (на севере) и красном (на востоке). Быки, стоя в густой желтой воде, пьют ее и ею насыщаются, но они стареют и слабеют и однажды у них подкосятся ноги, тогда земля даст трещины, желтая вода проникнет в них, и будет всемирный потоп. Подобные верования известны алтайским, мусульманским, древнеиндийской традициям.
Бык как жертвенное животное известен на Русском Севере, в Нижегородской, Пензенской и Орловский губерниях. Собирая в праздник: (Ильин день или др.) мужскую скотоводческую братчину (пир), закалывали БыкА, который выкармливался всей общиной, съедали его или раздавали его мясо и сохраняли кости, которые якобы приносили удачу. Олонецкие охотники и рыболовы верили, что кость "ильинского" (т.е. зарезанного для сакральной трапезы в Ильи день) Быка утраивает добычу. Те же олонецкие мужики стремились на пиру захватить кусок бычьего мяса с костью, "чтобы захватить счастье", ибо с тем, кто имеет Ильинскую кость, всегда пророк Илья. Жертвенный Бык "красного цвета" обеспечивает (через пророка Илью) ясную погоду во время жатвы и сенокоса. На Орловщине кости "оброшного" ("обещанного") Быка после братчины закапывали в хлеву, "чтобы не переводился скот в доме".
В селах вокруг Кирилло-Белозерского монастыря тоже приносили в жертву "обещанного" БыкА: на храмовый праздник (Рождество Богородицы — 8. IX) у паперти закалывали БыкА, варили его мясо и давали это мясо нищим, а остальной "обещанный" скот продавали мясникам, вырученные деньги шли в пользу церкви. В тот же день, по преданию, приходили прежде к церкви олени и прилетали утки, а из Вещозера выходили особой породы Быки.
Костромском крае при болезнях и падеже скота устраивали "Микольщину" ("величали Великому Миколе"). Для этого "обещали" новорожденного бычка растить до трех лет, чтобы затем заколоть его до праздника зимнего Николы и справить обед на всю деревню. На Нижегородчине обеденный пир — "Никольщина" — с поеданием трехлетнего БыкА приходится на мясоед, глухую осень или раннюю весну. В восточной Сербии в Ильин день резали БыкА, варили его в большом котле и съедал всем селом сообща на месте "Петикладенци", где было пять священных ключей-колодцев. У них люди умывались по пятницам и воскресениям и оставляли там деньги, на которые и покупался Бык. В тот же день в Велесе (Македония) на "оброчном" месте собирались жители нескольких сел и после общей молитвы варили мясо Быка. Болгары в понедельник, предшествующий дню св. Параскевы Пятницы (14.X), посреди села закалывали БыкА, варили мясо и съедали за общей трапезой.
В Польше Бык выступает как центральный персонаж троицких обрядов. В Мазовии его покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога венок из ветвей березы и гнали впереди стада; либо на БыкА сажали чучело "рыцаря" из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд воловьей свадьбой. В Куявии Бык, покрытый попоной, с цветами на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречала вся деревня.
В славянских местных преданиях известны духи - охранители ключей, источников, колодцев и озер, являющиеся в виде БыкА. Сербы в Метохии повествовали, что в с. Црна Врана на Подриме из глубокого источника выходил большой Бык и нападал на сельских волов. Тогда кто-то из крестьян выковал железные наконечники, укрепил их на рогах своего вола, и вол забодал Быка, после чего источник пересох на десять лет. Сербы верили, что Бык охраняет клады, притом, "чтобы выкопать клад, надо принести в жертву своего БыкА и зарезать его на месте закопанного клада". В Западной Украине записана быличка о полевике, охранявшем криницу, в виде летучего Быка, то бродившего около ключа, то исчезавшего.