Вклад ислама в развитие науки и образования"
Ответы
Ответ:
Астрономия — одна из областей науки, которая интересовала мусульманских учёных. Почти во всех крупных городах исламских государств существовали обсерватории. В 1259 году ат-Туси основал крупнейшую в то время в мире Марагинскую обсерваторию-близ Тебриза. Исламские учёные Шараф ад-Дин Ат-Туси, Насир ад-Дин Ат-Туси и Ибн аш-Шатир впервые высказались о возможности вращения Земли вокруг своей оси. Мусульмане усовершенствовали инструмент для определения месторасположения звёзд и измерения расстояния между ними (астролябию). В IX—X веках братья Муса произвели вычисления длины земной окружности.
Хорезмийский учёный аль-Бируни доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Проводя исследования близ индийского города Нандана, он смог вычислить площадь поверхности Земли. Примененный при этом метод именуется в Европе «правилом Бируни».
Среднеазиатский учёный аль-Фергани открыл существование пятен на Солнце, а его труды в области астрономии на протяжении 700 лет использовались в Европе в качестве учебного пособия. Он стал первым учёным, который вычислил точное значение кривизны эклиптики.
Среднеазиатский учёный Улугбек в своей обсерватории с главным инструментом которой был стенной квадрант с радиусом 40 метров и с рабочей частью от 20° до 80°, которому не было равных в мире к 1437 году составил Гурганский зидж — каталог звёздного неба, в котором были описаны 1018 звёзд. Там же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд) и наклон оси Земли: 23,52 градусов (наиболее точное измерение).
Главным научным трудом Улугбека по праву считаются «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы». Автор завершил это произведение в 1444 году после тридцати лет кропотливой работы и астрономических наблюдений. Астрономический справочник вскоре был переведен на латинский язык и наряду с «Альмагестом» Клавдия Птолемея и астрономическими таблицами кастильского короля Альфонса X являлся пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы[3].
Точность этих таблиц превосходила все достигнутое ранее на Востоке и в Европе. Лишь в XVI в. Тихо Браге удалось добиться сравнимой с самаркандскими наблюдениями точности, а затем и превзойти её. Неудивительно, что «Зидж Улугбека» постоянно привлекал к себе внимание астрономов, как на Востоке, так и в Европе.
Объяснение: