Метафоры из стихотворения И.С.Никитина ,,Пахарь,,
Ответы
Ответ:
Эти метафоры («искры», «каменья» – роса, блестящая на листьях) придают повествованию сказочную прелесть, которая противопоставлена безрадостному тяжёлому труду крестьянина. Как только поэт приступает к воссозданию образа пахаря, в строках появляются мрачные образы и эпитеты: «пашня чёрная», «доля горькая», «сухая корка». Это проявляется и в частях речи: в первой части используются глаголы, характеризующие приятные действия – «солнце нагулялося», «лес… купается». Во второй же с их помощью рисуется печальная картина: «мужичок идёт – шатается», конь шагает, «понурив голову».
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Пахарь» относится реалистическому направлению. Никитин – последователь поэтов Кольцова и Некрасова, описывающих тяжёлую жизнь крестьян. Социальная проблема поднимается в стихотворении гражданской лирики, но оно содержит в себе элементы пейзажной лирики, так хорошо дававшейся Никитину.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – тяжёлый и бесплодный труд пахаря. Основная мысль состоит в безнадёжности такого положения крестьянина. Лирический герой не просто сочувствует эпическому герою стихотворения, но плачет вместе с ним о его трудах и горе. Более того, лирический герой, в отличие от крестьянина-пахаря, осознаёт ненормальность такого положения, понимает необходимость его изменения, да только путей не знает.
Стихотворение композиционно распадается на три части. Первая часть представляет собой вечерний идиллический пейзаж. Читатель ожидает продолжения буколических стихов, но вторая часть контрастна первой. В этой центральной части описана вся жизнь земледельца. Лирический герой начинает с жанровой картинки: уставший за день пахарь продолжает свой нелёгкий труд на фоне идиллической природы. Дальше, задавая риторические вопросы, лирический герой описывает все невзгоды в жизни земледельца, для которого тяжелы и пахота, и созревание ржи, и уборка хлеба, и продажа урожая. Оказывается, никакие обстоятельства не во благо крестьянину: ни урожай, ни недород. Его несчастье имманентно присуще земледельцу как представителю своего сословия.
Третья часть – последняя строфа – завуалированное обличение социальных обстоятельств, приведших к такому положению крестьянина, выраженное в риторических вопросах и восклицательном предложении.
Тропы и образы
В первой, пейзажной, части Никитин использует традиционные фольклорные эпитеты: кудрявый лес, золотой огонь, зелёная трава, пашня чёрная, зорька ранняя, доля горькая. Эпитеты подчеркивает инверсия. Олицетворения приближают повествовании к сказочному или былинному: солнце нагулялося за день, лес купается в золотом огне, зелёная трава спит. Метафора росы тоже близка к традиционной (роса – драгоценные камни), только более сложная, так как роса представляется ещё и искрами, и розовой пылью.
Идиллическая природа тиха, даже зловещий ворон молчит. С природным совершенством контрастирует несовершенная человеческая жизнь. Конь и мужичок в состоянии смертельной усталости:
Конь идет - понурил голову,
Мужичок идёт – шатается.
Никитин будто создаёт «антибылину», где не богатырь, а мужичок, не богатырский конь, а унылая кляча. Но уже в следующих строках автор опровергает сам себя. Это герой, но не былинный, а житийный. Он называется в стихотворении кормильцем, хотя сам сыт сухою коркою. Этот оксюморон подчёркивает мученичество, страдания героя.
Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах мужичок, кручинушка, заботушка раскрывают авторское отношение к пахарю. Сам же пахарь во главу угла ставит не приносящую ему ни богатства, ни счастья рожь. Она для него – предмет поклонения, не просто живая, а божество, о котором надо заботиться, чтобы не побилася градом, не высохла в жары, не положилася от дождей.