Проанализируйте влияние массовой культуры (кинематограф, радио) на духовное развитие общества и объясните, как И.Сталин использовал кинематограф и радио для манипулирования сознанием масс
Краткое описание фильмов 20-30-х гг. ХХ в.
«Путевка в жизнь» – социальная драма, полная острых мыслей, раскрывающая правду жизни многонационального, бесконечно доброго советского народа, утверждающую настоящую человечность.
«Веселые ребята» – зрелищное и смешное кино, где успешно разоблачаются капиталисты и угнетатели трудового народа, провозглашаются идеи интернационализма, торжествует страна, где «…так вольно дышит человек».
«Чапаев» – новый и многогранный тип положительного героя, который, в борьбе с врагом, не задумываясь, отдает свою жизнь за светлое будущее народа.
«Александр Невский» – трагическое, но вместе с тем и триумфально — гуманное шествие русского воинства над врагом.
«Мы из Кронштадта» – трагизм Гражданской войны, смертельная схватка ее участников, борьба за свободу и счастье людей труда.
Из постановления Всесоюзного творческого совещания о задачах художественного радиовещания от 13 апреля 1934 г.
Решения XVII съезда партии и доклад т. Сталина, вооружившие партию, рабочий класс и трудящиеся массы Советского Союза на дальнейшую борьбу за выполнение второй пятилетки бесклассового социалистического общества, целиком определяют собою задачи художественного радиовещания. Используя литературный материал, музыку, очерки, пьесы, фельетоны и т. п., художественное вещание должно показать борьбу за вторую пятилетку, социалистическое строительство, разоблачать классовых врагов пролетариата и их пособников, дать образы героев – ударников полей и заводов, биографии крупных борцов за освобождение пролетариата и т. д. Сейчас эта работа по пропаганде партийных решений проводится слабо, а иногда и с грубыми политическими ошибками. Во всей своей повседневной работе радиовещание должно руководствоваться решениями XVII партсъезда, а также директивами партии о литературе, искусстве, театре и т. д.
Из постановления ВРК при СНК СССР об изменениях в программах радиовещания республиканских, краевых и областных радиокомитетов от 31 января 1935 г.
1. Обязать радиокомитеты максимально сократить текстовые передачи по молодежному и детскому вещанию.
2. Обслуживание художественными и литературными передачами актуально-политических кампаний проводится в точном соответствии с методическими письмами и рекомендательными списками Всесоюзного радиокомитета…
Критерии оценивания:
1. Определяют содержание кинофильмов и радиопередач данного периода.
2. Определяют степень влияния радио и кинематографа на духовное развитие советского общества.
3. Приводят не менее 2 аргументов в защиту своей позиции
Ответы
Ответ:
1920-е годы молодое советское кино развивалось не в изоляции от остального мира. Первый успех пришёл в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе интерес. Особенно ценными считаются работы Дзиги Вертова и Сергея Эйзенштейна, которые значительно повлияли на развитие кино не только в СССР, но и во всём мире. Рядом талантливых режиссёров-документалистов 1920-х годов были созданы фильмы, способствовавшие развитию языка всего мирового киноискусства.
После высказывания В. И. Ленина о том, что «Важнейшим из всех искусств для нас является кино», партийное руководство на местах приняло директиву к исполнению для продвижения киноиндустрии. В каждой республике в 1923 году постановлением партии было поручено создание своей национальной киностудии (киностудии появились в Ашхабаде, в Фрунзе, Ташкенте и т. д.)
Первый советский фантастический фильм — «Аэлита» (1924).
В 1925 году вышел на экраны фильм «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна, который считается одним из наиболее значимых фильмов за всю историю советского кино. Картина неоднократно попадала в различные списки лучших кинофильмов мира, составленные авторитетными изданиями и экспертами.
Травля оппозиции в сталинский период ударила и по кино: в 1926 году Александр Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован. В итоге он был освобождён ввиду отсутствия доказательств его вины, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. В конце жизни Ханжонков был реабилитирован и получил пенсию, но построенные им киностудии в Москве и Ялте были конфискованы и достались «Госкино СССР».
Объяснение: