Опираясь на строки стихотворений Поэт и толпа, Пророк, Я памятник себе воздвиг нерукотворный, сделайте вывод о том в чём видел Пушкин предназначение поэта. Отразилось ли это видение роли поэта в фактах его биографии? Как вы думаете, легко ли быть поэтом? Почему?
Ответы
Ответ:
А. С Пушкин считал, что настоящий поэт должен быть пророком. Он должен проникать в суть вещей и нести людям слово истины. Его слух и зрение должны воспринимать и "неба содроганье, и горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье". Поэт не может себе позволить празднословить и лукавить, его слово должно быть точным и мудрым. Сердце поэта не может трепетать от житейских волнений - оно должно быть огненным и не давать поэту покоя и умиротворения. Для поэта не имеет значения мнение толпы - он призван высшими силами ("и Бога глас ко мне воззвал", "веленью Божию, о муза, будь послушна") и служит только истине.
Поэтический труд - это служение, он не может быть лёгким. Поэт - странник ("обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей"), он не богат, покой не для него. Поэт часто бывает не понят людьми и одинок. Но зато поэту открыты тайна гармонии и радость творчества.
Жизнь А.С. Пушкина - это творческое горение, это, по словам И.С. Шмелёва, "не любование «красотой», не развлекание, не услужение забаве, а именно служение, как бы религиозное служение".
Он принял эстафету от Г.Р. Державина, великого поэта 18 века, ещё в годы учёбы в лицее. За свободолюбивые стихи поэт был сослан и 6 лет провёл в ссылке. Но ссылка послужила его духовному и поэтическому росту.
Свои дружеские чувства и любовные неудачи Александр Сергеевич переплавил в чудесные стихи о любви и дружбе.
Мучительный духовный рост отразился в полных поиска, раскаяния и, наконец, просветления стихах конца 20-х - начала 30-х годов ("Дар напрасный, дар случайный", "Воспоминание", "Элегия"). А стихи середины 30-х годов ("Из Пиндемонти", "Отцы пустынники и жены непорочны", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный") полны мудрости и веры, несмотря на обстоятельства жизни поэта (материальные и семейные проблемы, сложности в отношениях с царём и царским двором).
Дуэль и смерть поэта тоже были связаны с его растущим влиянием на царя и русский народ (см. художественный фильм Н.С. Бондарчук "Пушкин. Последняя дуэль").
А.С. Пушкин умер как великий человек, сумев на смертном одре простить своего обидчика и убийцу, сказать слова благодарности и верности царю, поддержать жену, принести покаяние в совершённых грехах и ошибках.
Пройдя тяжёлый путь от развлекательных стихов к серьёзной литературе, от заблуждений к истине, поэт с полным правом мог поставить себе в заслугу то, что он пробуждал в людях жажду подлинной свободы, милосердие, любовь ("Я памятник себе воздвиг нерукотворный"). Всенародное горе охватившее русских людей при известии о смерти А.С. Пушкина - лучшее тому доказательство.