Предмет: Литература, автор: Аноним

Номер 19 глаголы со значением "пахать" В русских говорах
Пжжжж 50 баллов

Приложения:

Ответы

Автор ответа: LoveMe90
31

Ответ: Русские, как и все славяне, искони занимались земледелием, чему способствовали природа и климат тех мест, где они жили.

В русских говорах для обозначения процесса возделывания земли употребляются два глагола: орать и пахать.

Слово орать распространено в говорах северного наречия и в западных среднерусских говорах. Глагол пахать известен всюду. Эти слова относятся к древнейшей лексике. Так, глагол орать образован от индоевропейского корня *аr∂-. Он имеет соответствия во всех славянских языках: чеш. orati, слвц. orat’, польск. orać, оrzе, укр. орати.

Известны и другие слова с этим корнем: русск. рало, орало «соха»; ратай, оратай «пахарь»; орьба «пахота»; блр. диалектные оратай, орец, оратник «пахарь», а слово орач – «пахарь» находим во многих славянских языках: украинском, чешском, польском, македонском, сербохорватском, словенском, болгарском.

На происхождение глагола пахать в значении «возделывать землю» не существует единого взгляда. Этот глагол есть и в других славянских языках, например польск. pachać «копать» или в более широком значении в чеш. pаchati «делать, учинять», слвц. pаchat’ «совершать, производить». Кроме того, глагол пахать в некоторых славянских языках употребляется в значении «мести, чистить».

Распространение глагола пахать в значении: запахни печь; она веником в избе вспашет; подпаши мост («сени»); надо опахать баню; распахать улицу (двор); пора пахать пол (трубу, потолок). Охватывает северное наречие и западные среднерусские говоры, соответствующие землям Новгородской феодальной республики. Заметим, что с таким же значением пахать употребляется в болгарском и сербохорватском языках.

Исследователи древнерусского языка приводят многочисленные примеры употребления глагола похать в памятниках письменности (летописях, актах) в значении не только «обрабатывать землю», но и «расчищать землю от леса, кустов», «подготавливать ее под посев или сенокос».

Все перечисленные факты свидетельствуют о древности значения «мести, чистить» и его взаимосвязи со значением «возделывать землю».

Хорошо известно по говорам еще одно значение слова пахать – «крупно, большими кусками или в большом количестве резать хлеб». «Сколько хлеба-то напахала!» – скажут в таких говорах хозяйке, нарезавшей много хлеба.

Два глагола – пахать и орать в значении «взрыхлять землю» – сосуществуют в большинстве тех мест, где известен глагол орать. Являются ли они синонимами?

Как правило, под хлебные злаки землю обрабатывали два-три раза, особенно это требовалось для озимой ржи и пшеницы. Поэтому при употреблении в одном говоре обоих глаголов один из них может означать первичную вспашку, и даже процесс поднятия целины, а другой – вторичную пахоту или пахоту по третьему разу. В ряде мест глагол пахать имеет значение «возделывать какую-либо определенную культуру», например: бывало, пахали белую свеклу, раньше лен пахали, жито.

Возможно, вы знаете, что наши предки обрабатывали землю простейшими орудиями: ралом, сохой, косулей (один из видов сохи), плугом. И вот, оказывается, в говорах наблюдается разная сочетаемость слов: один глагол употребляется, когда речь идет об одном орудии, а другой – о другом. Так, в ряде мест орут сохой, а пашут плугом (таких примеров больше в современных диалектологических материалах), в других же районах наоборот: орут плугом, иногда косулей, а пашут сохой (подобный пример находим в Словаре В. И. Даля).

Часто рассказы об употреблении этих двух слов сопровождаются замечаниями о том, что орать свойственно речи старшего поколения, а пахать – молодого.

Если глагол пахать для нас привычен, то его синоним орать встречается в современной литературе редко. С ним и родственными ему словами мы сталкиваемся в старинных песнях, былинах, сказках, пословицах, к примеру таких: Песни играть – не поле орать. Дураков не орут, не сеют, они сами родятся.

В «Слове о полку Игореве» употреблено название пахарей – ратаеве (И. п. мн. ч. от ратай)’. Тогда по русской земле редко ратаеве кикахуть… [покрикивали]. Вспомним и крылатое выражение из Библии (Книга пророка Исайи): «…и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы», т. е. на мирные крестьянские орудия, необходимые в каждом хозяйстве.

Объяснение:

Похожие вопросы
Предмет: Русский язык, автор: denisvolkov20
Выделите основы предложения.
Я не_ помню утра более голубого и свежего! (ого,его выделить как окончание). СоЛнце едва выказалось из-за зЕлёных вершин, и слИяние первой теплоты его лучей с умИрающей  прОхладой ночи навОдило на все чуВства какое-то (то выдели как суф.) слаДкое тОмление; в ущелье не_ проникал ещё радосТный луч молодого (ого оконч.) дня; он зоОлОтил только верхи утёсов, вИсящих с обеих стОрон над ними; густо-лиственные кусты, рАстущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыханиИ ветра Осыпали нас серебряНым дождём. Я помню-в этот раз,больше,чем когда-нибудь (нибудь выдели как суф.) прежде, я любил природу. Как любопытно всматривался я в каждую рОсинку, трЕпещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! Как жадно взор мой старался прОникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее страшнее,и, наконец,они,казались,схОдились непроницаемой стеной. Мы ехали полча..
Подчеркни выделенные буквы и выдели морфемы, например дыханиИ - и окончание, прОникнуть - про приставка и т.д. рОсинку - рос - корень
Предмет: Математика, автор: яра41