Предмет: Другие предметы, автор: zubareva39

Какие элементы композиции определяют её статичность или динамичность​

Ответы

Автор ответа: danyagurovskiy
5

ответ:

Статичность — подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служит главным средством организации формы. Такая форма, пожалуй, не столь эффектна, как форма динамичная,—движение впечатляет куда больше, чем покой. Это, однако, не означает, что осознанно подчеркиваемая в композиции статичность не может быть сильным организующим началом конкретной формы, хотя в чистом виде «абсолютная» статичность в технике встречается редко. В станкостроении, например, сосуществуют элементы движущиеся (каретки, суппорты, столы, поднимающиеся и опускающиеся по колоннам консоли, различные несущие приспособления для обработки деталей и т. п.) с элементами статичными (такова подчёркнуто статичная станина). Поэтому даже форму мощных карусельных станков для обработки изделий с большой массой вряд ли можно считать совершенно статичной. Ведь планшайба у одностоечного станка и его стойка представляют все же форму асимметричную. В основе статичные композиции имеют свои закономерности развития, без соблюдения которых трудно создать эстетически полноценную форму. Статичную форму обычно характеризует не только симметрия, в частности наличие четко выраженного центра, но еще и общая крупная масса объекта. В понятие статичности мы вкладываем как нечто обязательное тяжесть и незыблемость формы. Поэтому многие модели ковочных молотов, тяжелых прессов представляются формами статичными, хотя, строго говоря, отдельные элементы их формы противоречат этой трактовке. В технике нередко встречается такое развитие технической структуры, которое приводит к трудно устранимым противоречиям в развитии формы. Поэтому прежде чем приступать к проектированию подобных объектов, полезно осмыслить, с какой формой придется иметь дело, что в ней объективно доминирует—статичность или динамичность. Станок, прибор, любое промышленное оборудование не могут быть в одинаковой мере статичными и динамичными — одно из этой пары противоположных свойств должно быть основным. Острое противоречие между этими началами неизбежно ведет к утрате целостности, как и неупорядоченные, случайные отношения асимметричных и симметричных элементов формы. Если же композиционный прием строится на запрограммированном сочетании этих свойств в форме предмета (что в принципе возможно), то должно быть ясно, что в форме преобладает—статичность или динамичность. Например, при статичной несущей основе станка может быть выразительно подчеркнута динамичность ка-кого-нибудь движущегося элемента. И наоборот: в динамичной композиции отдельные элементы или группы элементов станка могут служить своего рода автономными центрами со своими осями симметрии, подчиненными, однако, общему движению динамичной формы, а не противоречащими ему.

Чтобы разобраться в некоторых наиболее общих закономерностях проявления статичности, рассмотрим условные модели, строение которых типично и для многих конкретных изделий (рис. 50). Проанализируем, в какой из условных моделей статичность выражена сильнее, а где и почему она ослабевает.

В моделях а—в основание в плане несколько меньше, чем пригрузившая ее верхняя часть. Если задать моделям определенный масштаб, поставив рядом фигуру человека, мы сразу почувствуем их весомую статичность, но лишь в какой-то мере, поскольку, не зная материала и тектонических характеристик предмета, о тяжести несомого можно только догадываться. Если же конкретизировать далее и материал (например, с помощью швов сварки, членящих поверхность металла), чтобы фактура поверхности, характер стыков и пр. дали о нем информацию — мощная ли это литая плита, толстый или тонкий лист, то статичность будет раскрываться все более конкретно как композиционное качество, отразившее в себе и физические характеристики, и особенности формы предмета.

Наиболее статична, даже грузна модель а. Если же высоту основания сократить так, что оно превратится в подрезку, а не в членение, эффект статичности несколько ослабеет. Ведь именно реальное ощущение свеса верхней части и делает эту модель зрительно незыблемой. Если свесить верх чуть больше, то тектоническая мощь, а с нею и статичность сразу усиливаются, и форма становится более выразительной. Но навешивание над основанием имеет композиционный предел: как только мы перестаем видеть основание, закрытое от глаз свесом верхней части, так исчезает реальное ощущение устойчивой тяжести. Если же начать увеличивать высоту основания, то это также будет приводить к ослаблению эффекта статичности, что заметно у модели б и особенно в.

* *

Похожие вопросы