1.Если Вы ювелир в Индии XVIII века, то к какой касте принадлежите?
2.Если Вы военный, то как называется Ваш земельный надел?
3.Бабур завоевал Делийский султанат и основал новое государство. Как оно
называлось?
4.Варн в Индии – 4, а каст сколько?
5.Какая группа населения вообще считалась вне кастовой системы?
6.Сипаи – это …
7.Сколько лет боролись английская и французская торговые компании ( Ост-
Индские ) за господство в Индии?
8. Как назывался английский управляющий Индией?
9. В 1739 году Дели захватил …
10. Если Вы – индийский офицер, то к какой касте принадлежите?
Ответы
Ответ:
Лекция по теме: Государство и право Индии в средние века.
1. Делийский султанат (1206—1526 гг.).
2. Империя Великих Моголов (1526−1707гг.).
3. Сословно-кастовое деление.
4. Местное управление.
5. Армия.
6. Право средневековой Индии.
В VI – VII вв. Индия была политически неоднородной и раздробленной.
Одни государственные образования сменяли другие. В этот период в Индии
насчитывалось около 70 государств, которые постоянно воевали друг с другом.
Это были средневековые монархии, во главе которых стояли махараджи. Их
власть была или выборной или наследственной. Они опирались на совещательный
орган – мантрипаришад, состоящий из местных аристократов.
Территория Индии в VIII – XI вв. подвергалась частым нападениям арабов
и тюрок-мусульман. В результате этих захватов в 1206 г. образовалось крупное
мусульманское государство − Делийский султанат.
Делийский султанат (1206—1526 гг.) Ни в древней, ни в средневековой
истории Индии ее религии не стали основой для создания крепкого
централизованного государства.
Сила исламских государствах базировалась на исламе, как стрежне
религиозно-политического единства, а также на крепкой централизованной
власти, опиравшейся на государственную собственность на землю. Все земли
султаната были официально объявлены собственностью государства. Это были
земли двух категорий. Налоги с земель хасс или халисэ шли непосредственно в
казну. Другая часть государственных земель в виде служебных наделов – икта,
раздавались в условное держание воинам, чиновникам, духовенству. Воины,
получавшие эти земли, должны были быть мусульманами, из них состояло
наемное войско султанов. Хотя султану служили и князья-раджпуты. Икта не
предавалась по наследству, и султан мог ее забрать, заменив иной формой
жалованья. Но на практике чаще всего икта переходила по наследству сыну или
зятю состарившегося воина.
Небольшая часть земель в султанате имела особый статус и налоговый
иммунитет. Это были наследственные владения мусульманских духовных лиц
(инамы), учреждений (вакуфы) или небольшие частные владения (мульки).
Основная форма пользования землей была общинной. Сельская община в
султанате осталась индийско-индуистской, хотя на севере Индии появились
деревни с мусульманским населением. Этому в немалой степени способствовала
существовавшая система налогообложения. В султанате налоги начислялись по
привычному для мусульман стандарту: хараджа и джизия − подушная подать для
немусульман. При этом налоги стали более тяжелыми, чем в доисламской Индии.
2
Вместо 1/6 части дохода, крестьяне должны были платить до 1/3 части, а иногда и
половину своего дохода. Несмотря на утяжелившееся налоговое бремя,
большинство населения Индия осталась индийско-индуистским.
Государственное устройство султаната было типично исламским.
Высшая власть сосредотачивалась в руках султана. Ближайшим помощником
султана был визирь. Он руководил военным и финансовым ведомствами.
Центральные ведомства – диваны − состояли из феодалов-мусульман. Судебная
власть осуществляло мусульманское духовенство, хотя в делах, касавшихся
индусов, применялось и обычное индуистское право. Султанат был разделен на 23
наместничества во главе с губернаторами. Наместники отвечали за сбор налогов и
сохранение порядка. Они были самостоятельны, имели наемное войско,
содержавшееся за счет местных налогов (икта).
Султанат в Индии просуществовал более трех веков – для индийского
государства это срок огромный. Он был бы более прочным, если бы все население
страны было целиком мусульманским. Постоянное противоборство индуизма и
ислама ослабляли государство. Несовместимость жизненных стандартов и
системы ценностей приводила к конфликтам, ослаблению привычно сильной
исламской государственности. Это не могло не сказаться на внутреннем единстве
султаната, где часто вспыхивали восстания индусов.