как развелась строительство в Двуречье
Ответы
Особенности архитектуры Двуречья в значительной мере объясняются природными условиями. На безлесной равнине, где почти не было камня (и лес и камень имеются только на севере и востоке, в горах), где разливы рек нередко вели к катастрофам, для поселений старались выбирать относительно возвышенные места, и часто для новых сооружений использовались развалины старых зданий.
Обычай строить одно здание на месте другого стал одной из причин сложности археологических работ в Двуречье, поскольку в одном и том же месте в разных слоях находят остатки нескольких посвященных одному божеству храмов (например, храм бога Сина в Тутубе, современной Хафадже, во II, V и VIII слоях).
Первоначально кирпичи лепились руками. Это были небольшие, продолговатые куски глины, в которую иногда замешивалась рубленая солома. Раскопками в Джемдет-Насре обнаружены следы постройки конца IV — начала III тысячелетия до н. э. из тонких, плоских кирпичей (так называемые «римхены»).
Основной массив кладки стен состоял из кирпича-сырца. Обожженный кирпич применялся только для облицовки и то лишь в исключительных случаях. Вяжущими служили глина, иногда с примесью золы, и битум; известковый раствор начинает применяться с середины I тысячелетия до н. э. Через каждые 5—13 слоев сырцового кирпича во всю толщину стены укладывались тростник или тростниковая циновка, промазанные битумом, которые предохраняли стены от влаги и почвенных солей (этот прием встречается и сейчас в Средней Азии).
Дерево (местная низкосортная пальма) применялось ограниченно и очень ценилось (при переезде хозяин дома увозил с собой дверь). В домах знати для балок перекрытий привозили с гор сосну и кедр.
Покрытия во всех таких зданиях, как правило, с балочным накатом, помещения узкие и длинные. Отдельно стоящие опоры, хотя и встречались уже в III тысячелетии до н. э. (дворец «А» в Кише и др.), но использовались редко.
С древнейшего времени в Двуречье сооружались своды, в основном ложные. Такого рода перекрытия обнаружены в некоторых зданиях начала III тысячелетия до н. э. в Эшнунне и Тутубе. Однако уже в царских гробницах Ура (XXVI в. до н.э.) наряду с ложными сводами над камерами царских гробниц были открыты каменные коробовые клинчатые своды (рис. 2).
Уже в ранних поселениях северных областей — Арпачии, Джармо, Хассуне (V тысячелетие до н. э.) — прослеживается постепенный переход от однокомнатных, отдельно стоящих строений к сравнительно большим многокомнатным домам (рис. 3). Общие контуры плана такого дома приближаются к прямоугольнику. Стены вылеплены из больших комьев глины с примесью соломы. Земляной пол покрывался циновками из тростника. К жилому дому усадьбы обычно присоединялся обширный огороженный двор для скота.
К концу IV — началу III тысячелетия до н. э., ко времени возникновения первичных мелких государственных образований складывается и характерный для Передней Азии тип поселения. Центром каждого города-государства являлся храм, имевший большое усадебное хозяйство, в котором работали зависимые, свободные и рабы, а позже — почти исключительно рабы.