Конспект на тему Каролингское возрождение.
Ответы
Ответ:
«КАРОЛИ́НГСКОЕ ВОЗРОЖДЕ́НИЕ», культурный подъём в империи Карла I Великого и королевствах династии Каролингов в последние десятилетия 8–9 вв.
Термин «К. в.» был впервые введён в науч. оборот в 1-й пол. 19 в. филологами-классиками (франц. учёный Ж. Ж. Ампер и др.), которые рассматривали это культурное явление исключительно как лит. феномен. Историки обратились к изучению «К. в.» столетие спустя, и в его оценке нет единого мнения. Одни исследователи [П. Рише (Франция), Г. Фихтенау, П. Шрамм (Германия) и др.] считают, что подъём 9 в. явился логич. следствием поступательного культурного развития предшествующих столетий. Другие [У. Ульман (Великобритания), К. Морриссон (США), Й. Флекенштайн (Германия) и др.] прежде всего подчёркивают религ. характер каролингских реформ, направленных на укрепление христианской веры среди всех слоёв населения, недооценивая их культурную роль и оригинальность идей. Третьи [Дж. Контрени (США), Р. Мак-Киттерик (Великобритания)] отмечают неоднозначность и даже противоречивость культурных процессов 9 в., подчёркивая, что, хотя непосредственной целью преобразований франкских правителей являлось укрепление христианства, каролингские реформы оказали мощное стимулирующее воздействие на развитие культуры.
«К. в.» явилось следствием социально-политич. процессов во Франкском государстве при Карле I. В соответствии с политич. доктриной, разработанной Алкуином и др. каролингскими идеологами, королевство франков выступало наследником Зап. Рим. христианской империи. Франкский король, распространивший свою власть на значит. часть Европы, рассматривался в качестве главы всего зап. христианского мира. Его важнейшей задачей становилось повсеместное распространение и утверждение христианской веры среди многоплемённого кельто-романо-герм. населения империи. Приняв латынь как офиц. язык церкви и гос. власти, Карл I прежде всего занялся реформой образования, чтобы подготовить грамотных священников, способных наставлять паству и служить литургию по рим. канону.
Трон Карла I Великого. Кафедральный собор. Ахен (Германия).
Фото Л. А. Голофаст
Центром новой культуры стал королевский двор. Знать отправляла сюда своих детей, чтобы дать им необходимое образование и подготовить к будущей карьере. Королевская канцелярия, в которой с нач. 8 в. служили только клирики, поставляла кадры для церковных институтов и гос. аппарата королевства. Карл I и его помощники активно разыскивали по всей Европе и приглашали ко двору интеллектуалов. Этому способствовало культурное оживление в Британии, Испании и Италии, наметившееся уже к сер. 8 в. Здесь активизировалась деятельность скрипториев, создавались обширные библиотеки, включавшие не только богословскую, но и профанную языческую лит-ру. Первые учителя прибыли в нач. 780-х гг. из Италии (грамматик Пётр Пизанский, богослов Паулин Аквилейский, поэт и историк Павел Диакон).
К нач. 790-х гг. при дворе важное место заняло ирл. и англ. духовенство, более просвещённое и грамотное, чем монахи континентальной Европы. Англосакс Алкуин создал при дворе образцовую школу, позднее переименованную в Академию, через которую прошли сотни учеников, включая представителей королевской фамилии. Даже удалившись от двора и став в 796 аббатом мон. Св. Мартина в Туре, Алкуин продолжал поддерживать связь со школой и исполнять обязанности наставника. Выходцы с Британских о-вов оказали значит. влияние на культурное развитие Франкского королевства (грамматик Клемент, теологи Фридугиз и Мартин Скотт, поэт Седулий Скотт и философ-богослов, переводчик и комментатор Псевдо-Дионисия Ареопагита Иоанн Скот Эриугена). Ещё одним регионом культурных заимствований стала вестготская Испания. Спасаясь от араб. агрессии, оттуда в империю переселились мн. поэты, богословы, правоведы, философы, учителя (Лейдрад, Агобард, Клавдий, Пруденций, Бенедикт Анианский и Теодульф).