написать мини эссе роль газеты "казак" и журнала "айкап" в Казахском обществе
помогите срочно даю много баллов
Ответы
ты можешь написать коротко
Объяснение:
Сто лет назад основатели газеты «Қазақ» преследовали цель сохранить за казахами их этническое название, создать современную казахскую культуру и на ее основе построить новое государство казахов европейского типа. В итоге в феврале 1913 года появилась первая общенациональная газета «Қазақ».
ПЕРВЫЕ КАЗАХСКИЕ ГАЗЕТЫ
Первой по хронологии казахской газетой, бесспорно, была газета «Түркістан уалаятының газеті», издававшаяся в 1870–1882 годах в Ташкенте в виде приложения к официальному печатному органу Туркестанского генерал-губернаторства — «Туркестанским ведомостям». Она выходила четыре раза в месяц, поочередно на казахском и узбекском языках.
Спустя шесть лет после ее закрытия, в 1888 году, появилось другое издание, под названием «Дала уалаятының газеті». Эта газета издавалась при канцелярии Степного генерал-губернаторства в Омске как «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» до 1894 года, до 1900 года — как приложение к «Акмолинским, Семипалатинским и Семиречинским областным ведомостям» под названием «Киргизская степная газета» и вплоть до закрытия в 1902 году — как приложение к «Акмолинским областным ведомостям».
По официальной версии, эти два издания являются прародителями казахской периодической печати.
Одна из страниц журнала "Айқап".
Позже появляются другие издания. Особенно в период Первой русской революции 1905–1907 годов. Например, газеты «Серке» («Лидер») и «Қазақ газеті», которые, не сыграв сколько-нибудь заметной роли в общественно-политической жизни Казахстана в колониальный период, исчезли.
В 1911 году выходят два более заметных издания: газета «Қазақстан», которую основал Шангерей Бокейулы (Шахингирей Букеев), выпускник кадетского корпуса, поэт и просветитель, и журнал «Айқап», за которым стоял общественный деятель Жиханша Сейдалин.
В отличие от газеты «Қазақстан», которая после выхода в свет 15-го номера была закрыта властями, журнал «Айқап», выходивший тиражом 500 экземпляров, имел круг постоянных читателей из числа степной аристократии — родовых вождей и чи
КАК ИСЧЕЗ ЖУРНАЛ «АЙҚАП»
Отличием журнала «Айқап» от всех ранних изданий, особенно газет «Түркістан уалаятының газеті» и «Дала уалаятының газеті», которые к тому же являлись печатными органами колониальной администрации Российской империи, было в том, что в нем нашли отражение культурное (литературное) движение и развитие общественной мысли казахского народа начала 20-го века.
По мнению ученых из Сорбоннского университета, «Айқап» «издавался на 20 страницах, с прекрасным оформлением, благодаря великолепному коллективу сотрудников: историков, педагогов, лингвистов и поэтов» и «внес значительный вклад в развитие литературы и формирование казахского литературного языка; придавая особое значение национальной культуре, журнал [„Айқап“] посвящал большое число исследований народному творчеству и этнографии казахов».
Первые свои научные работы по казахскому языкознанию Ахмет Байтурсынулы (Байтурсынов) опубликовал именно в журнале «Айқап».
Но после выхода 83-го номера в 1915 году первый казахский культурно-просветительский журнал «Айқап», по одной версии, был закрыт колониальными властями, а согласно другой версии — из-за финансовых затруднений.
Казахская степь нуждалась в совершенно иной прессе, которая бы не только защищала интересы степной аристократии или зарождающейся национальной буржуазии, но и прежде всего выражала интересы всего общества и вела казахский народ к просвещению, культуре и свободе.
Лидеры казахской интеллигенции Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсынулы, Раимжан Марсеков и другие предпринимали попытки издать общенародную газету весь 1905 год.
Сразу после выхода «Указа 18 февраля» они составили и отправили в адрес русского царя свои политические требования, известные как «Каркаралинская петиция», в третьем пункте которой пишется: «Для выясненія текущихъ нуждъ казахскаго народа необходимо изданіе газетъ на казахскомъ языке, для чего потребуется установленіе явочнаго порядка на изданіе газетъ безъ предварительной цензуры и на открытіе типографій».
В начале декабря того же 1905 года семипалатинская газета «Семипалатинскій листокъ» со ссылкой на санкт-петербургскую «Новую жизнь» сообщала, что «въ періодъ 17 октября и после А.Букейхановъ собирался издавать газету на казахскомъ языке и уехалъ в степь».
В ноябре 1905 года Алихан Букейхан выступает на съезде «земских и городских деятелей» России в Москве с этим же требованием: «Ближайшей нуждой казаховъ является свобода въ употребленіи родного языка, особенно необходимая въ виду предстоящей выборной агитаціи».