Живопись Беларуси 15-16 веков (именно живопись)
Ответы
Ответ:
Сильным, было влияние итало-критского, итальянского ренессансного искусства, которое компромиссно сплавлялось со средневековым мышлением. Наиболее ярко эти черты прослеживаются в деятельности выдающегося белорусского первопечатника, просветителя, философа, уроженца Полоцка - Франциска Скорины (ок.1490 - не позднее 1551 г.).
В белорусских городах периода расцвета гуманизма, развития книгопечатания работали живописцы: пинский маляр Новоша; в Гродно в 1539-1540-х гг. - Афанасий Антонович, в 1570-1580-х гг. Была известна целая группа живописцев из Могилева - Исаак Иванович, Макар Окулинич, Ломако Федорович, Семенович, Дмитрий Иванович, Макар Маляр,что свидетельствует о существовании в этом городе цеха живописцев.
Прием украшения фона орнаментом был заимствован белорусским изографом из итальянского искусства. Ренессансный орнамент в этом памятнике, как и в работах XVI в. "Богоматерь Одигитрия Минская" в Минске (еще не раскрыта реставраторами), "Христос Вседержитель" в Бытени имеет аналогии в итальянском и немецком ткачестве XV-XVI вв. Иконографическая схема "Параскевы" восходит к гравюре "Петка" из книги "Минея избранная", изданной колонией сербов в Венеции (1538), что позволяет датировать икону серединой - второй половиной XVI в. Белорусский мастер, сохранив пропорции и абрис фигуры, значительно переосмыслил эту гравюру. "Параскева" имеет огромное значение для характеристики белорусской иконописи середины - второй половины XVI в. Она - яркий пример творческих поисков мастеров Беларуси XVI в., работавших над созданием своей манеры письма, соответствующей духу времени.