Национально-религиозная политика правительства
Александра III на Северном Кавказе, в Закавказье, Средней
Азии, Поволжье, Приуралье, Сибири и на Дальнем Востоке.
Ответы
Ответ:
При Александре III религиозную политику правительства определял обер-
прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он был сторонником идеи единения
церкви и государства и отводил православию решающую роль в деле
укрепления самодержавной власти.
Обеспокоенный ростом атеистических настроений в стране, обер-прокурор
первым делом восстановил закрытые в 1860—1870-е гг. церковные приходы,
а также открыл новые. За время царствования Александра III в Российской
империи ежегодно возводилось до 250 церквей, на 22 % увеличилась
численность священнослужителей.
Победоносцев стремился распространить православие среди нерусских
народов империи. При нём оживилась деятельность православных миссий,
умножилось число церковных журналов, выросли тиражи духовной
литературы.
Обер-прокурор рекомендовал священникам проводить доверительные
беседы с прихожанами, устраивать библиотеки при церквах, заниматься
благотворительностью. Большое значение Победоносцев придавал также
проведению торжеств по случаю различных церковных и государственных
юбилеев.
В августе 1884 г. был издан новый устав духовных академий и семинарий,
который ликвидировал введённую императором Александром II автономию
этих учебных заведений, а также выборность ректоров и профессоров.
Усиливался надзор государственных органов за духовными учебными
заведениями. В 1890 г. Синод направил специальное предписание епископам,
обязавшее их строго следить за тем, чтобы в духовные учебные заведения не
проникали «неблагонадёжные» газеты и журналы.
В 1883 г. был издан закон, окончательно уравнявший старообрядцев в правах
с остальными подданными Российской империи. Они получили паспорта,
возможность владеть предприятиями, торговать, нанимать рабочих и
служащих, иметь иконописные мастерские. Старообрядцам было
предоставлено право проводить богослужение согласно своим обрядам.
Однако им запрещалось сооружать колокольни, устраивать шествия с
иконами, хоругвями и песнопениями за пределами церковного двора, а
главное — распространять своё учение среди православного населения.