Предмет: Литература, автор: hankandr

Для чего нужны два временных пласта в рассказе Прилепина "Белый квадрат". Каково их значение? Напишите не менее 5 предложений.

Ответы

Автор ответа: dabramenko2013
1

Образ одного из главных героев рассказа сливается с образом рассказчика. Кроме того, и зовут героя Захаркой (сравните: автор рассказа - Захар Прилепин).

В рассказе сосуществуют два временных пласта: настоящее, представленное в разговоре повзрослевшего и уже постаревшего Захара с воображаемым собеседником Санькой, и прошлое, представленное развернутыми и очень яркими воспоминаниями о детстве (к старости детство вспоминается очень ярко и зримо) самого Захара. Если прошлое составляет основную ткань сюжета,

то настоящее - это связующая часть композиции, именно она не дает рассказу «рассыпаться», и она же содержит непрямую авторскую оценку происходящего.

Настоящее в рассказе «отравляет прошлое», не дает воспоминаниям детства быть такими светлыми, чистыми, радостными и яркими, как хотелось бы автору. И все – таки детство остается детством.

Как у большинства деревенских мальчишек, у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка.

Он «был необыкновенный», с «солнечным чубом, нежной красоты лицом, всегда готовым вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой». Он не говорил «мерзких пошлостей, не матерился», жал малышам руку по – мужски. Не удивительно, что у местной малышни «сердце прыгало ему навстречу».

Девятилетний Сашка даже не боялся десятилетних хулиганов - близнецов Чебряковых, только он смог «ненатужно и весело» рассмеяться, когда один из братьев полез на дерево и порвал рукав. Он один мог на вопрос: «Че ты смеешься?» легко и открыто заявить: «А ты мне не велишь?». Захарка всю жизнь искал повод, «чтобы так сказать – как Сашка» - «… и не смог найти; а он нашел – в свои девять лет».

Рассказ о Сашке можно выделить отдельно в воспоминаниях прошлого.

В основе самого сюжета лежит описание увлекательнейшей и любимейшей игры всей детворы того времени – игры в прятки, когда деревенские ребята, пока водящий считает до ста, должны были спрятаться, а потом, неожиданно выскочив из укрытия «застучаться в белый квадрат, нарисованный на двери сельмага кирпичом».

Главный герой – Захарка – ( а не Захар, таким он остается до конца повествования) был самым маленьким в компании деревенской «пацанвы». С ним особенно не считались, его почти не замечали, оттого ему более ценно уважительное, почти «на равных» отношение к нему Сашки – весельчака и всеобщего любимца. Тот не уставал удивлять сверстников. Однажды выскочил из своего убежища верхом на козе, крича «Чур меня, чур!».

В этот раз он тоже хотел всех удивить.

Скорее всего, Захарка не является прямым виновником гибели Сашки. Стечение случайных обстоятельств: «завечерело и похолодало, пацанам расхотелось продолжать игры», отсутствие телефона, нежелание мамы выслушать сына (возможно, Захарка рассказал бы, что не всех ребят нашел) - все это приводит к трагедии – страшной гибели человека.

Уходя домой последним, проходя мимо сторожа, окурок которого «вспыхивает, будто сердце, последний раз толкающее кровь», Захарка прикладывает руку к белому квадрату (туда, где сидит спрятавшийся в последний раз Сашка) и шепчет: «Чур меня!»

Вода, в которой мама моет Захарку «теплая», а масло на бутерброде «холодное». «Мама, я хочу рассказать тебе про игру». «И еще один стакан чая… Куда ты, мама? Я хочу рассказать сейчас же… Ну вот, ушла».

У замерзшего в холодильнике Сашки был раскрыт «квадратный рот с прокушенным ледяным языком»… Всплывает заглавие рассказа - «Белый квадрат ». Это и квадрат, нарисованный белым кирпичом на двери сельмага, и белевшая дверца стоящего рядом холодильника, а еще это белое, холодное, незаживающее и незарастающее пятно на совести и в душе героя.

Даже косвенная причастность к гибели человека, сама мысль о том, что все могло бы быть иначе, если бы не…отравляет жизнь. Самое страшное и обидное, что в прошлом ничего не поправить, не «стереть ластиком и не переписать заново испорченную страницу жизни». С этим надо жить.

Рассказ потерял бы очень многое. Именно «невозможность » избавиться от чувства вины, получить прощение от «ушедшего в небытие» создает нравственный пафос произведения.

Мне кажется, что в наше время очень трудно «достучаться» до современного читателя, пресыщенного «крутыми боевиками, детективами», многочисленными ужасами и убийствами. На мой взгляд, Захар Прилепин справился с вечной писательской задачей: «разбудить в человеке человека».

Похожие вопросы
Предмет: Русский язык, автор: anelburlibaeva
Предмет: Русский язык, автор: Lizapona96
Расставь пропущенные знаки препинания.
Обозначь однородные члены в предложениях: выдели жирным шрифтом или подчеркни.
Определи синтаксическую функцию каждого ряда однородных членов.

Образец:


Среди то грустного, то величавого напева народной песни всё чаще, всё настойчивее и сильнее прорывалась за душу хватающая нота. (В.Короленко.)

то (~~), то (~~)
(-.-), (-.-) и (-.-)


1. Деревенские девочки свой первый в жизни венок сплетут не из купальниц и даже не из васильков но из солнечных одуванчиков. (В.Солоухин.)

2. Митроша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки шайки лохани. (М.Пришвин.)

3. Появилась Варвара непричёсанная в ночных туфлях в измятой блузе. (М.Горький.)

4. Заснул Клим на рассвете проснулся поздно утомлённым и нездоровым. (М.Горький.)

5. Я помню её одетой в белое или светло-голубое с толстой каштановой косой на груди. (М.Горький.)

6. Осень снимала с лесов с полей со всей природы густые цвета смывала дождями зелень. (К.Паустовский.)

7.
На них [картинах] были изображены знакомые с детства вещи: стога
снегов, почернелые от сырости маленькие реки, кружащие в медленных
водоворотах палую листву одинокие золотые берёзы, ещё не обитые ветром
небо, похоже на тонкий лёд косматые дожди над лесными порубками. (К.Паустовский.)

8. Тёмные краски лета сменялись робким золотом пурпуром серебром. (К.Паустовский.)

9. Ангел кроткий безмятежный тихо молви мне: прости... (А.Пушкин.)















Предмет: Физика, автор: molode1