Концепция философии Ницше
Ответы
Ответ:
Важнейшей из концепций в философии Ницше, является воля к власти. Эту концепцию он развил на основе произведений Шопенгауэра и древних греков. Ницше признал, что миром движет огромная слепая воля и придал ей человеческое измерение. Ницше пришел к выводу, что движущей силой древнегреческой цивилизации было стремление скорее к власти, чем к пользе или немедленной выгоде. Исходя из этого, Ницше заключил, что человечество движимо волей к власти. Основной импульс всех наших деяний может быть сведен к этому единому источнику. Он часто трансформируется или даже извращается, уходя от своего первичного выражения, но неизменно присутствует. Например, христианство с его идеями смирения, братской любви и сострадания на самом деле всего лишь тонко извращает волю к власти. Ницшеанская концепция воли к власти оказалась значимым инструментом для анализа человеческих мотивов. Таким образом, действия, прежде казавшиеся благородными и бескорыстными, теперь представлялись результатом упадка или болезни.
Ещё одним важным утверждением Ницше являлось то, что каждый пережитый нами миг придется переживать снова и снова до бесконечности и мы должны вести себя так, словно наша жизнь будет вечно возвращаться. Сильнейший акцент на важности мгновения есть не что иное, как призыв жить в полную силу. В качестве мимолетного поэтического образа он обладает определенной убедительностью, но как философская или этическая идея это очень поверхностно. Идея вечного возвращения при ближайшем рассмотрении оказывается лишенной смысла. Так как мы не помним каждую из этих возвращающихся жизней, а значит, не можем что-то изменять. А, если и можем, то это не имеет никакого значения. В общем, это слишком туманно, чтобы быть принципом, на чем настаивал Ницше.
Основной концепцией Ницше была также концепция Сверхчеловека. Прообразом Сверхчеловека был Заратустра – страшно серьезный и скучный тип с опасными патологическими чертами характера. Так как Ницше считает, что мы бесконечное число раз прожили нашу жизнь в её малейших подробностях и будем опять вновь переживать ее. Познать этот высший закон жизни, принять его в руководство не только без возмущения, без ужаса, но с добрым сердцем, и мало этого, с энтузиазмом и радостью – вот цель, которую ницшеанский Заратустра указывает человечеству. Когда оно достигнет её, человек сделается «сверхчеловеком». Ницше ниспровергает христианские ценности: каждый человек должен взять на себя полную ответственность за свои действия в мире, где нет Бога. Для его поступков нет наказания – ни божественного, ни какого-либо другого. Тот, кто последует предписаниям Ницше (утомительным проделкам Заратустры), станет сверхчеловеком. В философии Ницше сверхчеловек – человек, дошедший до высшего состояния здоровья, физического и умственного, свободный от устарелых воззрений, с сознанием закона вечного возвращения. Придет момент и человек пустит в ход всю свою энергию, чтобы через его собственное самоуничтожение явился сверхчеловек.
Догмы христианства, согласно Ницше, выходят из морали древнеримских рабов, в среде которых оно зарождалось. В религии он видит оправдание собственного бесправия и слабости духа и обещание посмертной справедливости за земные унижения. Согласно Ницше «Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение». И далее: «Лицемерное вероучение, обернувшее неспособность отомстить в прощение».
Христианство Ницше видит механизмом по отказу от благ. Утверждения философа носят конкретный и реальный характер, отражающий общую политическую, социальную и экономическую ситуацию на границе веков. По этой причине, философия Ницше находит отклик у Адольфа Гитлера, как оправдание его нигилизма. По факту же трактат «Воля к власти», заявляемый как основа нацизма, является лишь удачной компиляцией цитат Ницше.
Одинаково негативно относиться философ и к алкоголю, считая его средством временного притупления боли и осознания собственной немощи. И только Сверхчеловек, отринув устаревшую мораль и перейдя на новую ступень, сможет дать четкий и однозначный ответ на вопрос – «тварь я дрожащая или право имею?». По мнению Ницше, только один герой христианского вероученья достоин внимания – Понтий Пилат, который убивает Бога, и становится Сверхчеловеком.
Таким образом, Ницше создаёт концепцию воли к власти, как движущий мотив человека; вводит идею вечного возвращения, состоящую в том, что каждый пережитый нами миг придется переживать снова и снова до бесконечности; провозглашает концепцию Сверхчеловека, свободного от любых санкций за свои неугодные другим действия.
Объяснение: