исполнительский анализ Франц Шуберт "В путь"
Ответы
Каждая тональность наделена в цикле определенным
смыслом. Так, B-dur встречается в песнях, непосредственно
не связанных с развитием сюжета. Это или вводные разделы
восходящего и нисходящего действия («В путь», «Зеленая
лента на лютне»), посвященные характеристике не омраченного предчувствием беспечного душевного состояния героя,
или же эпизоды, олицетворяющие романтическое раздумье в
зените счастья («Пауза»).
Первая песня «В путь» служит введением к циклу. Она
знакомит нас с обликом героя, свободного от предчувствия
грядущих жизненных осложнений. Им владеет одна
мысль — о прелести странствования. В безмятежном отношении к жизни, в наивной непосредственности представлений и заключается обаяние облика мельника. Цельность
образа естественно сочетается с куплетной формой песни.
145
Шуберт не ограничивается только повторением сказанного
поэтом. Он дает ощутить слушателю целеустремленность
движения. На словах: «Плохой тот мельник должен быть,
кто век свой дома хочет жить» — появляется новое мотивное образование, расширяющее основу песни. Ощущению
сдвига способствует и сопровождающее этот оборот модуляционное отклонение.
В рамках данной песни это отклонение не представляется
существенным, но для дальнейшего развития образа имеет
важное значение. Ведь именно в этой интонационной сфере
возникает позже мелодико-речитативный характер изложения, который позволяет Шуберту драматургически
заострить содержание цикла.
Чуткость Шуберта в отношении деталей содержания приводит не только к разному решению сходных задач, но и
содействует более пластичному четкому раскрытию замысла, чем у поэта. Примером может служить песня «Утренний
привет». Единство настроения оправдывает и в данном случае использование куплетной формы. Общий тонус песни
мечтательно-просветленный, пожалуй, еще более раздумчивый, чем у поэта. Но вот на словах: «Ужель я слишком
дерзок был? Ужель мой взгляд тебя смутил?» — возникает
отклонение, приоткрывающее завесу над истинным душевным состоянием действующего лица. Тоскливое безотчетное
сомнение охватывает исподволь сознание юноши. Музыка
незамедлительно откликается на эти чувства. Речитативные
интонации, ладовая модуляция, захватывающая сферу
минорной субдоминанты, гармоническая секвенция помогают рельефно оттенить этот сдвиг. Четырехкратное проведение этого эпизода в музыке, последний раз на слова: «Вот
жаворонок песнь поет и с чистым сердцем к нам зовет» —
позволяет Шуберту оттенить очень важную для дальнейшего
развития мысль о тесной связи любви и горя. Тем самым
оброненный поэтом намек обретает более определенный
смысл.
Если уже в пределах куплетной песни очевидно стремление Шуберта обогатить поэтический образ, тем естественнее
представляется эта тенденция в песнях, где сам поэт вступает
на путь показа состояния в развитии.
«В путь» — законченное выражение безмятежной
бодрости.