образы человека в русской языковой картине мира. 25 баллов
Ответы
Ответ:
Объяснение:
Модель человека в русской языковой картине мира.
Культурология, антропология, этнография издавна занимается выявлением и описанием этнических особенностей духовной культуры, менталитета того или иного племени, народности, народа. Существование национальных характеров, национальных типов личности давно стало аксиомой для этих наук. Еще в XIX веке Н. Я. Данилевский в своей книге «Россия и Европа» говорил о том, что личность является воплощением национальной культуры и, следовательно, можно вести речь о базовой национальной личности и о культурно-исторических типах. Эта же идея прослеживается в работах О. Шпенглера, М. Вебера, Л. П. Карсавина, П. А. Сорокина и др. Испанский писатель-эссеист С. де Мадариага считал, что каждую культуру можно описать через национальный тип личности, т.е. через своеобразное «потретирование» ее. Он дал описание трех национальных «портретов» — англичан, французов и испанцев (см. об этом: Воробьев 1997, с.86-87).
Изучению и описанию русской национальной личности, типичных черт русского национального характера и менталитета, феномену «русскости» посвящено множество этносоциологических, этнокультурологиче- ских, философских работ (К. И. Леонтьев, И. А. Сорокин, И. А. Бердяев, И. Б. Струве, Е. И. Федотов, А. Ф. Лосев и проч.). Во всех этих исследованиях проводится мысль о том, что выявление сущности и целостности русской национальной личности неизбежно сопрягается с изучением динамики ее исторических и социальных изменений, но тем не менее основные параметры и доминанты русского национально-культурного типа сохраняются.
Воссозданный по данным русского языка образ человека как важнейшей части национальной картины мира предложен в работе Ю. Д. Апресяна «Образ человека по данным языка: попытка системного описания» (1985). Он представляет собой общую схему из 8 систем:
• физического восприятия,
• физиологических состояний человека,
• физиологических реакций на разного рода внешние и внутренние воздействия,
• физических действий и деятельности,
• желаний,
• интеллектуальной деятельности (мышления),
• эмоций,
• речи.
Лингвокультурологическое описание понятия «русская национальная личность» в сопоставлении с понятием «французская национальная личность» сделано известным лингвистом проф. В. В. Воробьевым. Он представляет русскую национальную личность в виде лингвокультурологического поля, выделяя в нем ядро, доминирующие субполя и концепты, а также периферию (1997).