композиционное настроение картин Рафаэля Санти. Почему именно так стили
Ответы
Ответ:
В 1500 году Рафаэль приезжает в Перуджу и поступает в мастерскую Перуджио, известного умбрийского художника. Этот период принято называть «перуджиновским», отмечая зависимость молодого художника от более сильной личности – Перуджино.
Но вряд ли совместную работу Рафаэля и Перуджино можно назвать союзом мастера и подмастерья. Семнадцатилетний Рафаэль был вполне сложившимся художником, что подтверждает контракт 1500 года, где Рафаэль впервые подписался как «магистр Рафаэль Иоганнис Сантис из Урбино». Речь идёт о первой достоверно документированной работе Рафаэля – алтарном образе «коронование блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказанным Андреа Барончи для капеллы в церкви сан-Агостино маленького городка Читта-ди-Кастелло недалеко от Перуджи. По контракту Рафаэлю помогал его старший коллега Эванджелиста Пьян ди Мелето.
К сожалению, после землетрясения 1789 года сохранились только четыре фрагмента этой картины: «Дева Мария» и «Всевышний» в Неаполе и два «Ангела» в Лувре и Бреше. Особенно интересны изображения ангелов, которые свидетельствуют о возросшем умении Рафаэля передавать психологическое состояние, используя мягкость света и тени. Это было новое слово в живописи Умбрии.
Характерная особенность этого периода творчества Рафаэля состоит в том, что все его произведения отмечены тонкой поэзией и лиризмом пейзажных фонов. В первую очередь это относится к шедевру 19-летнего художника – «Мадонне Конестабиле».
Тема Мадонны прошла красной нитью через всё творчество Рафаэля и нашла у него непревзойдённое идеальное воплощение. Картина свидетельствует о сильном влиянии Перуджино, которое невозможно отрицать: ведь даже сюжет картины навеян его рисунком, хранящимся в Берлинском гравюрном кабинете. Но справедливости ради нужно отметить, что в «Мадонне Конестабиле» уже отчётливо просматриваются черты живописного стиля Рафаэля: изящество и плавность линий, ритмичность и гармоничность образов. Рафаэль выбрал для картины форму тондо, которая объединила Мадонну и Младенца в компактную группу и придавала всей сцене особо гармонический характер. Художники Возрождения часто обращались к форме тондо, потому что она воплощала цельность и завершённость мира, который они изображали. Но только Рафаэль смог использовать тондо с большим мастерством и свободой.
Первоначально картина была написана на дереве и составляла единое целое с рамой, предположительно выполненной по рисунку Рафаэля. При переводе картины на холст оказалось, что первоначально в руке у Мадонны было гранатовое яблоко (как и в рисунке Перуджино), которое Рафаэль позже заменил молитвенником.
«Мадонна Конестабиле» была написана по заказу герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. Рафаэля с этим городом связывали особо прочные узы: здесь он мог пользоваться мастерской Перуджино, а поблизости, в Урбино, возможно ещё не закрылась мастерская отца. В XVIII веке картину по наследству получил граф Конестабиле делла Стаффа. В 1871 году «Мадонна Конестабиле» из собрания семьи Конестабиле была приобретена для Зимнего дворца и в 1881 году поступила в Эрмитаж.
После «Мадонны Конестабиле» Рафаэль создал целую серию вариаций на тему Мадонны с Младенцем: «Мадонна с Младенцем и святыми» (около 1502 года), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (около 1503 года), «Мадонна Пассадена» (1503 год). Все они свидетельствуют о близости к стилю Перуджино, у которого Рафаэль заимствовал не только изящество и плавность линий, но и вполне конкретные детали, например, элегантно согнутые мизинцы на руках и особенности изображения пейзажа – лёгкие, эфемерные деревья.
Ранние работы Рафаэля отмечены влиянием Перуджино не только на особенности стиля и выбор сюжетов молодого художника, но и декоративной, несколько слащавой красотой и элегическим настроением картин Перуджино. Так, в раннем «Распятии» Рафаэля многое напоминает картину Перуджино с тем же сюжетом, написанную для церкви Св. Августина в Сиене. Вазари свидетельствует, что если бы не подпись Рафаэля, его «Распятие» вполне можно было бы приписать кисти Перуджино.
Характер изображения можно назвать скорее лирическим, чем драматическим. Все лица на картине источают умиротворение и полны покоя. Прекрасные ангелы порхают вокруг распятия и собирают в чаши Кровь Спасителя. В этой картине молодой Рафаэль использовал интересный приём для того, чтобы подчеркнуть человеческую природу Спасителя: фигуры Старца, Марии Магдалины и Христа близки размерами, цветовым решением, и образуют единую композиционную группу. Картина настолько была в духе времени и отвечала требованиям заказчиков, что сразу же привлекла к молодому художнику внимание богатых покровителей.
Объяснение: