Легенда Петр и Сиврони
Ответы
Повесть рассказывает о жизни муромских князей Петра и Февронии. Петр был младшим братом князя Павла — «самодержца града Мурома». «Искони же ненавидя добра роду человечю, дьявол всели неприязненаго летящаго змия к жене князя того на блуд». Он являлся «приходящим людям» в облике князя Павла. Петр сразил чудовище чудесным Агриковым мечом и заболел от ядовитых капель змеиной крови.
«И искаша… ото много врачев исцеления, и ни от единого получи».
Петра вылечила мудрая дева Феврония из рязанской деревни Ласково. Она отличалась от обычных девушек и обликом, и поведением, и загадочными речами. А у ног девы скакал ручной заяц. Князь взял Февронию в жены. После смерти старшего брата Петр унаследовал княжество.
Муромские бояре и их жены не желали подчиняться княгине-простолюдинке. На пиру они обвинили ее в том, что она собирает в ладонь хлебные крошки как простая крестьянка. Тут Феврония совершила первое чудо, обратив их в благоуханный ладан. Спустя время бояре предложили князю взять себе другую жену, а Февронию, наградив, отправить из города. Княгиня выбрала награду:
«Ничто же ино прошу, токмо супруга моего князя Петра».
Супруги вместе покинули город. Когда они плыли по реке, Феврония показала второе чудо: угадала нечистые помыслы одного из женатых приближенных, возжелавшего красавицу княгиню. Попросив его зачерпнуть воды с обоих бортов лодки и испить, она указала на то, что как вода одинакова, так и женское естество. На берегу реки Оки дева сотворила третье: колышки для костра превратились в «процветшие» деревья.
После междоусобицы жители Мурома умолили законных правителей вернуться. Князь Петр и княгиня Феврония
«державствующе во граде том без порока… в молбах непрестанных и милостынях и ко всем людем под их властию сущим, аки чадолюбивии отец и мати».
В конце земной жизни супруги приняли монашеский постриг с именами Давида и Евфросинии.
Они дали обет умереть в один день и час и завещали положить их тела в единой гробнице. Когда приблизился час кончины Петра, Феврония
«во храм пречистыя соборныя церкви своима рукама шияше воздух».
Княгиня хотела закончить работу, умоляя супруга немного подождать, чтобы умереть вместе. Когда Петр в третий раз известил Февронию о том, что «уже хощу преставитися и не жду тебе!», она обернула нить об иглу, воткнула ее в свою работу и умерла.
Муромцы побоялись положить монаха и монахиню в одном гробу и поместили их тела в «гроби особни». Петра горожане решили захоронить в городском соборе, а Февронию — в Воздвиженском монастыре. Наутро тела святых
«обретоста внутрь града в соборней церкви пречистыя Богородицы вь едином гробе».
Их вновь разлучили, но чудо повторилось.
На этот раз люди «не смеяху прикоснутися святем их телесем и положиша я во едином гробе… у соборныя церкви Рождества пресвятыя Богородица внутрь града, еже есть дал бог на просвещение и на спасение граду тому: иже бо с верою пририщуще, к раце мощей их, неоскудно исцеление приемлют».