Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки. Выполните задания.
1. Когда голодная волчиха встала и пошла на охоту трое её волчат крепко спали в куче и грели друг друга. 2. Она обл..зала их и пошла туда где у почтовой дороги ст..яло зимовье*.
З. Был уже весен..ий месяц март но по ночам дерев..я тр..щали от холода и язык нач..нало сильно щипать едва высун..шь его изо рта. 4. Волчиха была слабого здоровья мнительная. 5. Когда ра..давался м..лейший шум она в..драгивала и всё думала о том как(бы) дома без неё кто (не)обид..л волчат. 6. Зап..х человеческих и лошадин..ых следов пни сложен..ые дрова и тёмная дорога всё пугало её и ей к..залось будто в потёмках стоят люди а там где к..нчается лес воют собаки.
7. Она была уже (не)молода чутьё у неё осл..бело и случалось даже что лисий след она пр..нимала за собачий а иногда когда обман..вало чутьё сбивалась с дороги. 8. По слабост.. здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов и д..леко обходила лош..дей с жеребятами а питалась одной падалью и свежее мясо ей пр. ходилось кушать** лишь весной когда она набр..дала на зайчиху и отнимала у неё детей или заб..ралась в хлев к мужикам и оказывалась там где были ягнята.
(По А. Чехову)
* Зимовье — жильё, место, где зимуют люди.
** К9шать — здесь употребляется в устаревшем и просторечном значении «пробовать».
Определите стиль и тип речи текста.
2) Напишите номера сложных предложений, в состав которых входят придаточные места. Выделите в этих предложениях средства связи придаточной части с главной и подчеркните их как члены предложения.
3) Подчеркните грамматическую основу в 4-м предложении.
4) Укажите ошибочное суждение.
а) В слове зимовье — 7 букв и 7 звуков.
б) В слове лишь все согласные звуки мягкие.
в) В слове встала первый звук — [ф].
г) В слове язык — 4 буквы и 5 звуков.
Замените разговорное слово потёмки из 6-го предложения стилистически нейтральным синонимом и запишите его.
Укажите, в каком значении употребляется в тексте А. Чехова слово мужик (8-е предложение).
а) крестьянин в противопоставлении горожанину, устаревшее
б) то же, что мужчина, просторечное
в) то же, что муж,
Ответы
Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Ее волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.
Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и темная унавоженная дорога пугали ее; ей казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.
Она была уже не молода и чутье у нее ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала за собачий в иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в молодости. По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов, как прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одною падалью; свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она, набредя на зайчиху, отнимала у нее детей или забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята.
В верстах четырех от ее логовища, у почтовой дороги, стояло зимовье. Тут жил сторож Игнат, старик лет семидесяти, который все кашлял и разговаривал сам с собой; обыкновенно ночью он спал, а днем бродил по лесу с ружьем-одностволкой и посвистывал на зайцев. Должно быть, раньше он служил в механиках, потому что каждый раз, прежде чем остановиться, кричал себе: «Стоп, машина!» и прежде чем пойти дальше: «Полный ход!» При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. Когда она забегала далеко вперед, то он кричал ей: «Задний ход!» Иногда он пел и при этом сильно шатался и часто падал (волчиха думала, что это от ветра) и кричал: «Сошел с рельсов!»
Волчиха помнила, что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки, и когда она не так давно пробегала мимо, то ей послышалось, будто в хлеву блекли. И теперь, подходя к зимовью, она соображала, что уже март и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята непременно. Ее мучил голод, она думала о том, с какою жадностью она будет есть ягненка, и от таких мыслей зубы у нее щелкали и глаза светились в потемках, как два огонька.
Изба Игната, его сарай, хлев и колодец были окружены высокими сугробами. Было тихо. Арапка, должно быть, спала под сараем.
По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчиха едва не провалилась; на нее вдруг прямо в морду пахнуло теплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягненок. Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и теплое, должно быть, на барана, и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло и залилось тонким, подвывающим голоском, овцы шарахнулись к стенке, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон...
Она бежала, напрягая силы, а в это время Арапка, уже почуявшая волка, неистово выла, кудахтали в зимовье потревоженные куры, и Игнат, выйдя на крыльцо, кричал:
— Полный ход! Пошел к свистку!
И свистел, как машина, и потом — го-го-го-го!.. И весь этот шум повторяло лесное эхо.