Инфо о Крымском Ханстве
Ответы
КРЫ́МСКОЕ ХА́НСТВО, государство на территории Крымского полуострова (с 1475 – на б. ч. его территории) и прилегающих к нему землях в 15–18 вв. [до сер. 15 в. эти территории составляли Крымский юрт (улус) Золотой Орды]. Столицы: г. Кырк-Иер (Чуфут-Кале) (1454 – посл. треть 15 в.), Крым (Кирим; ныне Старый Крым) (посл. треть 15 в. – ок. 1532), с ок. 1532 Бахчисарай.
Большинство рос. историков относят возникновение К. х. к нач. 1440-х гг., когда правителем Крымского п-ова при поддержке вел. кн. литовского Казимира IV Ягеллончика стал основатель династии Гиреев хан Хаджи-Гирей I. В тур. историографии отрицается существование крымской государственности до 1470-х гг.
Осн. население К. х. составляли крымские татары, наряду с ними в К. х. проживали значит. общины караимов, итальянцев, армян, греков, черкесов и цыган. В нач. 16 в. под власть крымских ханов перешла часть ногаев (мангытов), которые кочевали за пределами Крымского п-ова, переселяясь туда в периоды засух и бескормицы. Большинство населения исповедовало ислам ханафитского толка; часть населения – православие, монофелитство, иудаизм; в 16 в. существовали небольшие католич. общины. Тат. население Крымского п-ова частично освобождалось от уплаты налогов. Греки платили джизию, итальянцы находились в более привилегированном положении благодаря частичным налоговым послаблениям, сделанным в правление Менгли-Гирея I. К сер. 18 в. население К. х. составляло ок. 500 тыс. чел. Территория К. х. делилась на каймаканства (наместничества), которые состояли из кадылыков, охватывавших ряд населённых пунктов. Границы крупных бейликов, как правило, не совпадали с границами каймаканств и кадылыков.
В сер. 1470-х гг. на внутри- и внешнеполитич. положение К. х. решающее влияние начала оказывать Османская империя, войска которой захватили юж. побережье Крымского п-ова с крепостью Каффа (Кефе, взята в июне 1475). С нач. 16 в. К. х. выступало в роли своеобразного орудия османской политики в вост.-европ. регионе, а его воен. силы начали принимать регулярное участие в воен. кампаниях султанов. На протяжении 16–17 вв. неск. раз происходило охлаждение отношений К. х. с Османской империей, что было связано как с внутриполитич. нестабильностью в самом К. х. (которая влекла за собой отказ ханов от участия в воен. походах султанов и др.) и внешнеполитич. неудачами ханов (напр., с провалом тур.-крымского похода на Астрахань в 1569), так и с политич. борьбой в Османской империи. В 18 в. воен. конфронтации между К. х. и Османской империей не было, однако усиление политич. нестабильности в центре и регионах Османской империи привело к более частой, чем в 17 в., смене ханов на крымском престоле.