Предмет: Литература,
автор: ershova1707
Помогите с анализом стихотворения Ф. И. Тютчев. «Кончен пир, умолкли хоры...»
Концепция , Время и пространство , образ , средства выразительности
Ответы
Автор ответа:
6
Концепция: беспорядок и опустошение, оставленные по окончанию пира противопоставлены чистому и непорочному звездному миру, взирающему с высоты на плачевный результат событий жизни человека, на суету, и беспокойство.
Время и пространство двух строф этого стиха различаются, хотя, казалось бы, выйдя с пира в полночь (время!), когда сияли звезды, люди глядят на них. Но описание пира ассоциируется с древним миром:
амфоры, корзины, кубки, венки на головах указывают на то, что дело происходит пару тысячелетий назад... А выходят пировавшие будто бы в другую реальность: шум и движение бессонных толп на освещенных ночных улицах - это уже, скорее, наше время. Вот для звезд времени нет, их время - вечность.
Пространство в первой строфе ограничено светлым залом с атрибутами законченного пира. Затем оно раздвигается до улицы и, более того, до звезд в вышину и всего, что охватывает их свет в земной протяженности.
Образ: а) зала, где был пир . Он рисуется конкретными деталями: недопитыми винами, опрокинутыми корзинами, клубящимися еще ароматами. Автором передается усталость и окончание веселья - хор смолк, гости встали и уходят. Да уж и ушли только что!
б) беспокойного города - тускло-рдяное освещение и бессонные толпы не вызывают желания рассматривать какие-то подробности. Да их и нет.
в) образ горящих вечных звезд - высоких, далеких, отстраненных и вечных.
Средства выразительности различны при описании каждого из образов.
Для зала скупые короткие предложения с характерной инверсией - глагол, в основном, стоит на первом месте и в прошедшем времени. А конце строфы, при переходе к описанию ночи порядок слов в предложении восстанавливается, появляются эпитеты к залу (опустевший, светлый).
Для города же глаголов нет, он описывается исключительно эпитетами. Единственный глагол относится к звездам - "горели". Создается эффект ненужности всей суеты, звезды видят мир, не придавая значения возне смертных.
Эпитетами (беспокойный, шумный, бессонный, тускло-рдяный ) дольний чад противопоставляется горнему выспреннему пределу, для которого они более высокого слога (чистые, непорочными). Для звезд использован прием олицетворения - они отвечают лучами. Для города - метонимия (беспокойный не град, а люди в нем). И весь пир, как мне кажется, это скрытая метафора земной человеческой жизни.
.
Время и пространство двух строф этого стиха различаются, хотя, казалось бы, выйдя с пира в полночь (время!), когда сияли звезды, люди глядят на них. Но описание пира ассоциируется с древним миром:
амфоры, корзины, кубки, венки на головах указывают на то, что дело происходит пару тысячелетий назад... А выходят пировавшие будто бы в другую реальность: шум и движение бессонных толп на освещенных ночных улицах - это уже, скорее, наше время. Вот для звезд времени нет, их время - вечность.
Пространство в первой строфе ограничено светлым залом с атрибутами законченного пира. Затем оно раздвигается до улицы и, более того, до звезд в вышину и всего, что охватывает их свет в земной протяженности.
Образ: а) зала, где был пир . Он рисуется конкретными деталями: недопитыми винами, опрокинутыми корзинами, клубящимися еще ароматами. Автором передается усталость и окончание веселья - хор смолк, гости встали и уходят. Да уж и ушли только что!
б) беспокойного города - тускло-рдяное освещение и бессонные толпы не вызывают желания рассматривать какие-то подробности. Да их и нет.
в) образ горящих вечных звезд - высоких, далеких, отстраненных и вечных.
Средства выразительности различны при описании каждого из образов.
Для зала скупые короткие предложения с характерной инверсией - глагол, в основном, стоит на первом месте и в прошедшем времени. А конце строфы, при переходе к описанию ночи порядок слов в предложении восстанавливается, появляются эпитеты к залу (опустевший, светлый).
Для города же глаголов нет, он описывается исключительно эпитетами. Единственный глагол относится к звездам - "горели". Создается эффект ненужности всей суеты, звезды видят мир, не придавая значения возне смертных.
Эпитетами (беспокойный, шумный, бессонный, тускло-рдяный ) дольний чад противопоставляется горнему выспреннему пределу, для которого они более высокого слога (чистые, непорочными). Для звезд использован прием олицетворения - они отвечают лучами. Для города - метонимия (беспокойный не град, а люди в нем). И весь пир, как мне кажется, это скрытая метафора земной человеческой жизни.
.
Похожие вопросы
Предмет: Биология,
автор: nastenka907
Предмет: Русский язык,
автор: yasminkatetueva
Предмет: Физика,
автор: agnessmarmelloy
Предмет: Литература,
автор: DashulkaPersh
Опорожнены амфоры,
Опрокинуты корзины,
Не допиты в кубках вины,
На главах венки измяты, –
Лишь курятся ароматы
В опустевшей светлой зале...
Кончив пир, мы поздно встали –
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины...
Как над беспокойным градом,
Над дворцами, над домами,
Шумным уличным движеньем
С тускло-рдяным освещеньем
И бессонными толпами, –
Как над этим дольным чадом
В горнем, выспреннем пределе
Звезды чистые горели,
Отвечая смертным взглядам
Непорочными лучами...