Предмет: МХК, автор: sashaGn2003

Какая ордерная система была в Эпоху Возрождения?

Ответы

Автор ответа: yevolos
0

Ордер - сочетание вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архитектурной конструкции, их строение и художественное оформление.

В трактате “Идея всеобщей архитектуры” В. Скамоцци называет ордер отражением космического порядка, созданного богом. Здесь же впервые появляется сам термин “ордер” (от лат. ordo — порядок). Эта теория небесного происхождения ордера подкреплялась гипотезой о его применении в библейском Иерусалимском храме.

Два из трех основных ордеров (ионический и дорический) возникли уже в VI в. до н.э., т.е. в эпоху архаики. Коринфский оформился позднее, в начале IV в. до н.э. как результат преобразования архаического эолийского ордера. Однако первое словесное описание ордеров было сделано только в конце I в. до н.э. римским архитектором Витрувием. В трактате “Десять книг об архитектуре” к трем основным греческим ордерам он добавляет еще и тосканский (названный в честь этрусков, или тусков). Он же определил характер каждого ордера. Дорическими нужно было делать храмы могучих и мужественных богов (Марс, Геркулес, Минерва). Нежный коринфский ордер посвящать Венере и Флоре, а ионический Юноне и Диане. Впервые ордера начали соотноситься с физическим типом человека: дорический — могучий герой, коринфский — стройная девушка, а ионический — изящная женщина.

В Древнем Риме трактат Витрувия служил еще чисто практическим наставлением. Подлинная его слава начинается в Италии XV в. Инициатором восстановления ордера традиционно считается Флиппо Брунеллески. Начал он с обмеров и описаний античных памятников, а закончил включением ордера в собственные постройки. Уже в XV в. начал формироваться канон европейской архитектуры, просуществовавший до XIX в. И основой этого канона становится ордер. Символические трактовки ордера при этом изменились. Так, например, итальянский архитектор Филарете рассуждал о библейском Адаме, изгнанном из рая, и прикрывавшем от дождя ладонями голову, как прообразе здания с крышей. Многоярусные ордерные колоннады выступают у Филарете как архитектурный образ сословной иерархии. В основании расположен самый “низкий” ордер (здесь ионический), изображающий простых крестьян. На него опирается более “благородный” — дорический, который тоже несвободен от обязанности несения. И, наконец, наверху находится “самый благородный” — коринфский, символизирующий высшую знать, приближенную к государю.

Интересно также, что вопреки Витрувию, у которого модулем ордера является “стопа” колонны (нижний диаметр), Филарете за основу берет высоту капители, которая символизирует голову человека. В этом отразилось представление о превосходстве духа над телом. Тогда же Л.Б. Альберти советует архитекторам в храмах использовать более массивные пропорции, в то время как в гражданских постройках — более изящные ордера. А Лука Пачоли уже в самом конце столетия призывает к употреблению причудливых веретенообразных колонн, сужающихся верху и внизу.

В XVI в. ордерный канон окончательно оформился. Появился композитные ордер (сочетание ионического и коринфского). Окончательно узаконилось соотношение ордеров (снизу вверх: тосканский, дорический, ионический, коринфский, композитный). Одновременно каждый ордер становится атрибутом какой-либо группы христианских святых и его рекомендуют применять в посвященных им церквах. Однако, в Италии XVI века формируется и оппозиция ордеру. В Риме возникает Академия гнева, участники которой пытаются найти внеордерные конструкции. Между сторонниками и противниками ордера разгорается настоящая борьба. Появляется необходимость в теоретической защите ордера. 1

В XVI в. возникли идеи об отходе от канонических пропорций с учётом специфических условий места и среды при проектировании ордера. Французский архитектор Делорм предлагал “древесный” ордер со стволом, подобным необработанному, узловатому стволу дерева. Родилась идея “французского” ордера, чей ствол обработан рустом. В Германии появилась идея происхождения тосканского ордера от мифического праотца немцев, великана Тускана. В целом же, значение ордерной системы для архитектуры в XVI в. сравнивали с ролью грамматики при изучении латыни.

В XVII в., когда архитектурным центром становится Франция, начинается мощное эллинофильское движение, считавшее высшим достижением зодчества формы, выработанные в Древней Греции. Одновременно ордер стараются освободить от всех дополнения и изменений, считая их порочными (убирают тосканский и композитный ордера, базу в дорической колонне и др.). Тогда же начинают четко различать понятия “быть прочным” и “выглядеть прочным” — т. е. появляется осознанное выделение тектоники в самостоятельную дисциплину. В связи с этим разгорается известная полемика “древних и новых”, суть которой составляет вопрос: сохраняет ли античное наследие значение идеала и образца или оно оказалось превзойденным достижениями искусства последующих времен? Споры охватили не только архитектуру, но все искусство и даже общественную жизнь.


Похожие вопросы
Предмет: Биология, автор: nikitaromanov91
Предмет: Литература, автор: nazarovamunira15
Жил-был бедный мужик. Детей много, а добра, всего один гусь.      Долго берёг он этого гуся, да голод не тётка: до того дошло, что есть нечего: вот мужик и зарезал гуся. Зарезал, зажарил и на стол поставил.      Все бы хорошо, да хлеба нет, а соли не бывало. Говорит хозяин своей жене:      — Как станем мы есть без хлеба, без соли? Лучше я отнесу гуся-то к барину на поклон да попрошу у него хлеба.      — Ну что ж, с богом, неси! − Жена говорит.      Приходит он к барину и говорит:      — Принёс вашей милости гуська на поклон. Чем богат, тем и рад. Не побрезгуй, родимый!      — Спасибо, мужичок, спасибо! Раздели же ты гуся промеж нас без обиды! − Барин просит.      А у того барина была жена, да два сына, да две дочери, всего было шестеро.      Подали мужику нож. Стал он кроить, гуся делить. Отрезал голову и даёт барину:      — Ты, − говорит, − всему в доме голова, так тебе голова и следует.      Отрезал гузку, даёт барыне:      — Тебе дома сидеть, за домом смотреть. Вот тебе гузка!      Отрезал ноги, даёт сыновьям:      — А вам по ножке, топтать отцовские дорожки!      Дочерям дал по крылышку.      — Вам с отцом, с матерью недолго жить. Вырастете, прочь улетите.      — А я, − говорит, − мужик глуп, мне глодать хлуп!      Так всего гуся и выгадал себе.      Барин засмеялся, напоил мужика вином, наградил хлебом и отпустил домой.      Услыхал про то богатый мужик, позавидовал бедному, взял, зажарил целых пять гусей и понёс к барину.      — Что тебе, мужичок? − Спрашивает барин.      — Да вот принёс вашей милости на поклон пять гуськов. − Богатый говорит.      — Спасибо, братец! Ну-ка раздели промеж нас без обиды. − Барин просит.      Мужик и так, и сяк. Нет, не разделишь поровну! Стоит да в езатылке почёсывает. Послал барин за бедным мужиком, велел ему делить. Тот взял одного гуся, отдал барину с барыней и говорит:      — Вы теперь, сударь, сам-третей!      Отдал другого гуся двум сыновьям, а третьего, двум дочерям:      — И вы теперь сам-третий!      Остальную пару гусей взял себе:      — Вот и я сам-третей!      Барин говорит:      — Вот молодец, так молодец! Сумел всем поровну разделить, и себя не забыл.      Тут наградил он бедного мужика своею казною, а богатого выгнал вон.

Составьте план​!!!!!!!!!!!