Нужна помощь!!!
Фрагмент из эссе академика Д. С. Лихачёва «Заметки о русском».
До известных пределов утраты в природе восстановимы… Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определённой эпохой, с определёнными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.
«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со всепрогрессирующей скоростью. Техника, которая сама является продуктом культуры, служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению её жизни. Бульдозеры, экскаваторы, строительные краны, управляемые людьми бездумными, неосведомлёнными, уничтожают и то, что в земле ещё не открыто, и то, что над землёй, - уже служившее людям. Даже сами реставраторы… становятся иногда в большей мере разрушителями, чем охранителями памятников прошлого. Уничтожают памятники и градостроители, особенно если они не имеют чётких и полных исторических знаний. На земле становится тесно для памятников культуры не потому, что земли мало, а потому, что строителей притягивают к себе старые места, обжитые и оттого кажущиеся особенно красивыми и заманчивыми для градостроителей…
Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной осёдлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.
Вопросы и задания к документу
1) Определите, в чём основная мысль приведённого отрывка.
2) Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры.
3) Как вы понимаете выражение автора «нравственная осёдлость»?
4) Вспомните содержание параграфа и аргументировано объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах?
5) Подберите примеры варварского отношения к памятникам культуры.
Ответы
1) Определите, в чём основная мысль приведённого отрывка.
Основная мысль данного отрывка: об ограниченном во времени характере культурных памятников. Имеется в виду, любое уничтожение этих памятников навечно.
2) Объясните, почему невосстановимы утраты памятников культуры.
Памятники культуры уникальны, существуют в единственном виде. Построенную пирамиду 3000 лет назад и уничтоженную в один день нельзя восстановить, нельзя построить заново, это будет уже не древняя пирамида. Ее историческая ценность стирается, поэтому памятники культуры невосстановимы.
3) Как вы понимаете выражение автора «нравственная осёдлость»?
Оседлость – постоянное проживание в одном месте. Нравственная оседлость, должно быть, постоянная приверженность чему-то одному. Памятники культуры, принадлежащие постоянно одной культуре должны быть не только любимы, но и защищаемы – такой посыл у автора.
4) Вспомните содержание параграфа и аргументировано объясните, для чего нужно сохранять памятники культуры. Какие культурные механизмы задействованы в этих процессах?
- культурное обнищание в случае уничтожения памятников культуры;
- техника как инструмент умерщвления
- отсутствие исторических знаний
5) Подберите примеры варварского отношения к памятникам культуры.
В 2018 году Иван Подпорин повредил картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван». Он ударил по стеклу, за которым была картина металлической стойкой. Так, картина была порвана в 3х местах. Подпорин нанес полумиллионный ущерб картине.