Чем отличается повесть от жития Александра Невского?
Ответы
По своему художественному
облику "Повесть о житии Александра Невского" отличается от
предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков
воинской повести и жития. Это сказалось прежде всего в композиции
памятника. Автор сохранил традиционное вступление, начал основную часть с
упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято.
Но вместо рассказа о детстве героя, чьи поступки уже в этот период
должны были выявить присущие ему добродетели, появляется своеобразный
"портрет" Александра Невского, построенный на основе сравнения его
качеств с чертами библейских героев: силой Самсона, премудростью
Соломона, красотой Иосифа, храбростью римского царя Веспасиана. Эта
характеристика служит экспозицией для развития дальнейшего действия в
житии, состоящего, как определял канон, из эпизодов, отражающих наиболее
значительные подвиги главного героя.
Первый и наиболее важный
фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка
событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше
характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце,
который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране.
Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него
войной. В дальнейшем же структура рассказа о Невской битве повторяет
построение воинской повести: прежде всего, четко выделяются три основные
части, свойственные этому жанру. Первая — подготовка битвы — содержит
молитву Александра в храме Святой Софии, повествование о сборе войска и
речь полководца, ободряющего воинов известными словами: «Не в силахъ
Богъ, но въ правде» В рассказе о выступлении войска использована формула
«в мале дружине», затем точно указана по церковному календарю дата
прихода войск к месту битвы. В то же время в этой части присутствует
элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а
житию — видение Бориса и Глеба воину Александра Пелгую, которое
предвещает победу в будущем сражении.
Во второй части эпизода
подробно описана битва. Вначале точно указывается время ее начала — «в 6
часъ дне», а затем автор останавливается на подвигах шести
новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и
рассказывая о его деяниях. Подчеркивается автором мужество русского
полководца, который «самому королевы взложи печать на лице острымъ
своимъ копьем». Наряду с конкретным описанием событий, свойственным
воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный
житиям, — рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не
могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество
врагов, «избьеныхъ отъ ангела Господня».
Третья часть эпизода кратко описывает результаты битвы.
Таким
образом, этот фрагмент "Повести о житии Александра Невского" в целом
представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа,
внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся
житиями: видение и чудо.
Последующие эпизоды центрального
повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее
важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра:
освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о
котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем
описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его
требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение
земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших
поучить князя своей вере. Последнюю часть повествования составляют
рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в
Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла,
называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной
грамотой», произошедшее в момент погребения.