Предмет: Другие предметы, автор: Dashadior08

Аргументовано підтвердіть чи спростуйте думку. Українські братства - захисний щит для православ'я у XVI - XVII століттях?

Ответы

Автор ответа: Armenciik
3
БРАТСТВА – религиозно-общественные организации при православных (впоследствии и греко-католических) приходах на Украине и Беларуси XVI–XIX вв. Почву для них подготовили традиционные приходские организации опекунов (ктиторов) святынь. Юридически оформлены православной церковью (см. Православие). Б. известны с сер. XVI в.: 1538 г. – братство скорняков в Вильне (ныне Вильнюс), 1542 г. – братство Благовещенского прихода в предместье Львова, 1544 г. – братство при приходе Николы во львовском Подзамче (окраина города). Б. стали широко распространяться в конце 80-х гг. XVI в., после того как Львовское братство добилось ставропигии от антиохийского патриарха Иоакима IV (см. Антиохийский патриархат). Изредка Б. были свойственны реформационные тенденции (см. Реформация), в частности, некоторые из них выступали против «идолопоклонских» обрядов (преимущественно тех, которые были дохристианскими народными обычаями, принятыми церковью). В конце XVI – нач. XVII в. Б. организуются в большинстве городов Галиции, Холмщины, Подляшья. В нач. XVII в. деятельными были Б. в городах Дрогобыч, Перемышль (ныне Пшемысль), Бельск (ныне Бельск-Подляски), Холм (ныне Хелм), Замостье (ныне Замосць; все в Польше), Бережаны; иногда возникают они и в сёлах. Ок. 1615 г. основано Киевское (Богоявленское) братство, ок. 1617 г. – Честнокрестенское Луцкое братство. Появляются Б. и в некоторых городах Левобережной Украины, но там их функции оставались обрядно-бытовыми. В одном православном приходе могло быть лишь одно Б. или два – «старшее» для женатых, «младшее» – для неженатых. Большинство Б. не допускали в свои ряды духовных лиц. Исключение – Киевское и Луцкое, где самыми влиятельными членами были православные монахи и шляхтичи. В противовес мещанским Б., стремившимся ограничить влияние церковной иерархии, духовенство также создавало Б., которые в той или иной степени были ему подчинены. Как только позиция православной церкви укреплялась, духовенство спешило освободиться от контроля со стороны Б., и тогда их место в общественной и культурной жизни занимали монастыри и епископские кафедры. Б. открывали средние (во Львове, Киеве, Луцке) и начальные школы (см. Братские школы), налаживали взаимопомощь среди своих членов, для больных и убогих устраивали «шпитали» (приюты), организовывали типографии. Типография Львовского Б. была одной из наибольших на Украине. Попытки наладить книгоиздание делали и др. Б. – Луцкое, Перемышльское. Уставы многих Б. предусматривали, что судить членов Б. должна выборная старши́на Б., категорически запрещали обращаться в светские суды. Б., по крайней мере самые активные среди них, создавали органы самоуправления, противопоставляя их органам государственной власти тогдашней Польши. Б. были организаторами движения в защиту православной церкви, выступали против Брестской церковной унии 1596 г. Только в XVIII в. распространились и греко-католические Б. Хотя их уставы предусматривали полное подчинение духовенству, некоторые греко-католические Б. долго отстаивали принцип выборности священников прихожанами. В некоторых районах Украины Б. сохранились до нач. XX в., а в Галиции даже позже. Начиная с 60-х гг. XIX в. светская и церковная власть создавала под названием Б. политико-религиозные организации, которые не имели ничего общего с прежними украинскими Б., хотя провозгласили себя их преемниками. В XX в. ряд Б. возник также в среде мирян Украинской греко-католической церкви и Украинской автокефальной православной церкви как на Украине, так и за её пределами, но эти объединения отличались от традиционных Б. Літ.: Ісаєвич Я. Братства та їх роль у розвитку української культури XVI–XVIII ст. К., 1966; Isaievych Ja. Between Eastern Tradition and Influences from the West: Confraternities in Early Modern Ukraine and Byelorussia. «Rеseаrche Slavistiche», 1990, vol. 37; Успенське братство: його роль в {369} українському національно-культурному відродженні: Доповіді і повідомлення наукової конференції 4–5 квіт. 1996 р. Львів, 1996.
Похожие вопросы
Предмет: Математика, автор: Аноним
Предмет: Литература, автор: lerashalamkova
№ 1. Назовите жанр произведения В. П. Астафьева «Васюткино озеро»:
а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль.
№ 2. В основе произведения лежит:
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;
б) изображение природы Сибири;
в) повествование о приключениях героя в тайге.
№ 3. Васютка бродил по лесу:
а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;
б) выполняя поручение отца;
в) ради удовольствия.
№ 4. В предложении «Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия» - автор использует:
а) сравнение;
б) антитезу (противопоставление);
в) метафору.
№ 5. Птица, которая «увела» Васютку в тайгу:
а) тетерев;
б) глухарь;
в) кедровка.
№ 6. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:
а) в озере есть водоворот;
б) озеро проточное;
в) ветер принесёт непогоду.
№ 7. Васютка решился использовать последний патрон, потому что:
а) его заметили с бота; б) его не заметили с бота; в) он был очень рад рыбакам.
№ 8. Родные Васютки:
а) были уверены в том, что он сам найдётся;
б) потеряли надежду найти его;
в) продолжали искать и надеяться.
№ 9. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
а) богатой таежной природе;
б) тёплой осенней погоде;
в) умениям и навыкам таёжного жителя.
№ 10. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:
а) «С тайгой надо дружить!»
б) «Тайга хлипких не любит!»
в) «В тайге одному делать нечего!»
№ 11. О чем говорил старинный порядок, когда идёшь в лес?
а) идёшь в лес - бери ружьё!
б) идёшь в лес - бери компас!
в) идёшь в лес - бери еду и спички!
№ 12. Какую птицу убивают с помощью собаки?
а) глухаря;
б) кедровку;
в) утку.
№ 13. Если на небе появляются звёзды – что это предвещает, по словам деда?
а) холодную погоду;
б) дождь;
в) тепло.
№ 14. Кто такая Ольга Фёдоровна?
а) мама Васютки;
б) учительница;
в) бабушка.
№ 15. Как звали старшину рыбосборочного бота?
а) Сан Саныч;
б) Игорь Петрович;
в) дяденька Коляда.
№ 16. Сколько дней родители искали Васютку?
а) неделю;
б) 3 дня;
в) 5 дней.
№ 17. Почему ворчал дедушка Афанасий: «Нету нам нынче фарту»?
а) «Оскудел батюшко Енисей»?
б) «рыбаки ушли в низовья»;
в) рыба ушла в глубину из-за частых осенних дождей.
№ 18. Каких птиц не любил Васютка?
а) кедровок;
б) глухарей;
в) дятлов.
№ 19. Почему «отчаяние охватило «Васютку?
а) «Стыла взмокшая одежда»;
б) одолели комары;
в) «затесей всё не было и не было».
№ 20. Чем прославилось небольшое таёжное озеро, которое и «не отыщешь на карте»?
а) его нашёл великий землепроходец;
б) его нашёл тринадцатилетний мальчик;
в) здесь зимовали рыбаки из бригады Григория Афанасьевича.
№ 21. Почему несказанно обрадовался Васютке, увидев подбитую им утку?
а) он был очень голоден;
б) он попал в цель без промаха;
в) он понял, что озеро проточное
помогите пжжжж