Образ автора Слово о полку Игореве
Ответы
В статье исследуется проблема образа автора в «Слове о полку Игореве». Утверждается, что в авторских произведениях Средневековья авторское начало является ярко выраженным. Исследуются мировоззрение автора поэмы, его общественно-политические позиции, художественно-эстетические вкусы, религиозные убеждения. Приходится, что автор произведения является носителем княжеской рыцарской идеологии и отстаивает идею единства Руси, воплощением и носителем политики которой видит великого киевского князя. Автор «Слова о полку Игореве» представляет собственную литературную манеру и особый символический способ мышления.
Проблема образа автора, выражение его индивидуальности и собственных позиций в произведении является одной из наиболее сложных проблем в изучении литературы Средневековья. В противовес доминирующей тезисе о том, что литература Средневековья не имела ярко выраженного авторского начала, отстаиваем тезис о том, что образ и позиция автора в средневековой книжности является ярко и четко выраженными. В частности, особенно хорошо это видно на примере так называемых авторских произведений, в частности «Хождение» Даниила Паломника, «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, а также «Слова о полку Игореве».
Как правило, проблема авторства «Слова о полку Игореве» сводится к установлению имени автора, а анализ его позиций, мировоззрения и мироощущения подчинен этой теме. Данная проблема исследовалась в трудах И. Франко, М. Грушевского, В.Перетца, М.Брайчевского, Л.Махновця, Д.Лихачев, Е.Конявськои, Т.Целик и многих других. Среди возможных авторов поэмы называют Владимира Ярославича, певца Митусу, книжника Тимофея, боярина Бориса Бориславина и других. Но рассмотрение данной проблемы не является нашей целью, поскольку нас интересует тот образ автора, который вырисовывается в произведении, а не его имя. Поэтому целью данного исследования является анализ образа автора, его индивидуальных позиций, взглядов, убеждений, мировоззрения и мироощущения. Задача статьи сводятся к выявлению, исследованию и анализу тех признаков в «Слове о полку Игореве», которые дают основания говорить о ярко выраженное авторское начало в произведении. Доказательство данного тезиса и составляет новизну исследования.
согласны с мнением Л.Махновця о том, что автором «Слова о полку Игореве» был князь [10, 17], поскольку он обращается к князьям, называя их «братьями», что было разрешено лишь выходцу из этой социальной прослойки. Также очевидно, автор имел близкий отношение к Игорю, поскольку воспел такой неудачный поход. Л.Махновець называет автором «Слова о полку Игореве» Владимира Ярославича - сына галицкого князя Ярослава Осмомысла. Среди особых черт образа автора произведения следует обратить внимание на «уникальную во всей наследии словесности Древней Руси внимание« Слова »к теме женщин - это яркое проявление индивидуального« я »автора» [10, 50]. Л.Махновець даже называет автора идейным феминистом за его уважение и любовь к женщинам: «Этот задокументирован« Словом »и летописью феминизм Владимира - тоже важное звено в ряду психологических доказательств его авторства. ... Произведение - это автор, автор - произведение »[10, 51]. Владимир Галицкий лично знал всех героев, о которых писал. С большинством из них он находился в кровных отношениях. Очевидно, что во время похода Игоря Владимир находился в Путивле вместе с Ярославной, именно здесь был оборонительный пункт княжества.
Автор «Слова о полку Игореве» обращается к прошлому, образов тех князей, на современный ему момент являются поучительными. Так, он вспоминает князя Олега Гориславича - деда Игоря. В основном исследователи негативно оценивают эту фигуру, но Гориславич - не только тот, кто принес горе, но и тот, кто сам испытал много горя. Автор, оценивая эту фигуру, стремится к объективности. Он осуждает Олега, потому что он «мечом крамолу кузнецов», а вместе прославляет его воинскую доблесть, гордится его мужеством, сочувствует ему. Автор глубоко проникает в суть этого образа, обращается к нему, чтобы показать, что ситуация в его время еще более напряженная.