Само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений.
Человек существует в обществе, т.е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.
Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.
В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.
В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.
(Адаптировано по Б. Свешникову.)
1. Что, по мнению автора, входит в сферу нравственной культуры личности? Поясните связь любых двух элементов нравственной культуры личности.
2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
3. Какое отличие морали от других видов социальных норм отметил автор? Проиллюстрируйте это отличие двумя примерами.
4. Как вы понимаете фразу: «Основное предназначение нравственной культуры – быть регулятором человеческих отношений»? Используя содержание текста, дайте два объяснения.
5. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) мнение автора о том, что мораль проявляется в отдельных личностях.
6. На уроке школьники обсуждали проблему свободы человека. Они пришли к выводу о том, что мораль и другие социальные нормы делают человека более свободным, чем отсутствие каких-либо норм. Объясните вывод школьников. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.
Ответы
2) 1.Нравственность: душевно-волевые качества человека.
2.Человек взаимодействует с людьми, регламентируется.
3.Люди индивидуальны, и каждый имеет свободу выбора.
4.Мораль, не зависимо от окружения, остается внутри отдельной личности.
5.Нравственность заключает в себя чувства, сознания, привычки и поступки.
1.
По мнению автора в сферу нравственной культуры личности входят: «нравственные чувства (стыд, сострадание и т.д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.»
Связь между чувствами и сознанием такова – мы чувствуем и анализируем то, что чувствуем, в итоге, совершаем какие-то поступки, которые могут стать нашими привычками, если они нам нравятся, или мы их больше никогда в жизни повторять не будем. Человек испытывает чувство зависти, например, осознает, что это не хорошо и больше этого старается не делать.
2.
План:
- нравственность как совокупность душевно-волевых качеств человека
- человек как часть общества
- что есть мораль
- отличие морали от других социальных норм
- сфера нравственной культуры и ее составляющие
3.
«В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.»
Например, мы кому-то позавидовали в нашей группе и развеяли слух о нем, и группа в нас разочаровалась, начала выражать презрение – это неофициальная санкция. Или так, я не помогла моему другу в трудный момент, и он перестал со мной разговаривать – это тоже неофициальная санкция.
4.
Во-первых, как говорит автор «Человек существует в обществе, т.е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.»
Во-вторых, «Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.»
5.
Мораль, действительно, проявляется в отдельных личностях, потому что отдельные личности все равно являются частью общества, они воспитаны на том, чем общество живет, поэтому принципы общественной жизни, в том числе и мораль, заложена в личностях. Например, как мы знаем, что воровать это плохо? Нам об этом сказало наше общество, и мы не совершаем этого аморального поступка. И с другой стороны, каждый человек заинтересован в порядке и безопасности, поэтому защита этого интереса считается моральной, а нарушение – аморальным. Так что общие интересы также основаны на интересах отдельных людей.
6.
Действительно, мораль и прочие социальные нормы делают людей свободнее, чем они бы жили в полном хаосе и могли бы делать все, что угодно. Здесь заложена простая идея – другие люди не нарушают нашей свободы как раз из-за того, что существуют социальные нормы и мораль. Никто не посягает на нашу свободу, потому что это аморально, и этот человек неминуемо столкнется с социальными санкциями.
В тексте сказано, что «правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.» Если мы осознаем суть норм, то поймем, что наша свобода от них крепко зависит.