доклад о кораническая мусульманская мифология
Ответы
Комплекс мифологических представлений, распространённых среди
приверженцев ислама — монотеистической религии, возникшей в 7 в. в
Аравии в ходе проповеднической деятельности Мухаммада (ок. 570—632).
Хронологически М. м. — последняя из т. н. «вторичных» мифологических
систем (буддийская, зороастрийская, иудаистическая, христианская,
манихейская). М. м. отражает синкретический характер ислама и
мусульманской культуры в целом. В процессе становления и развития М. м.
вобрала в себя мифологические представления, бытовавшие среди кочевых
языческих племён Аравийского полуострова (см. Древнеарабская мифология) и
различного по этническому составу и культурным традициям оседлого
населения древних оазисов и городов, элементы мифологии народов Южной
Аравии (см., в частности, Йеменская мифология), представления, мотивы и
образы мифологических систем завоёванных мусульманами народов Ближнего
Востока. Окончательная словесная форма и сюжетный состав М. м.
вырабатывались в значительной степени за пределами собственно Аравии, в
обществах с богатыми древними традициями письменной культуры и развитой
сословно-классовой структурой феодального типа (Сирия, Ирак, Иран,
Египет, Испания). По своему содержанию и идеологическому пафосу М. м.
явилась отрицанием языческой мифологии, которая в нач. 7 в. в
значительной степени представляла собой лишь традиционный, но не
единственный способ объяснения окружающего мира. Арабский историк 2-й
половины 8 — нач. 9 вв. Хишам аль-Кальби в «Книге об идолах» приводит
многочисленные свидетельства стихийного отказа от поклонения языческим
божествам, нарушения традиционных религиозных запретов. Основообразующий
слой М. м. — мифология Корана складывался в виде религиозных мифов, в
которых Мухаммад выражал своё новое осмысление окружающего мира и
человеческого бытия. Хотя соединение Мухаммадом логического и
эмоционального методов познания и истолкования мира затрудняло выработку
цельной мифологической системы ислама, тем не менее М. м.,
рассматриваемая в своём историко-культурном контексте, органична и
оригинальна и стоит в одном типологическом ряду с другими мифологиями
древности.
По представлениям мусульман, текст Корана вложен в уста Мухаммада самим богом. В основном состав Корана сложился уже после смерти Мухаммада, в середине 7 в. Текст Корана содержит 114 сур (глав). По месту и времени их произнесения Мухаммадом все суры делят на 90 «мекканских» и 24 «мединских». Большая часть Корана — полемика в форме диалога между богом, говорящим то в первом, то в третьем лице, и противниками ислама или колеблющимися. Помимо собственно религиозных и мифологических сюжетов Коран содержит религиозно-правовые предписания, определяющие «угодный богу» образ жизни и поведения, некоторые правила обрядности и отправления культа.
Важнейшим источником для изучения М. м. служит также священное предание ислама — сунна, основанная на хадисах — рассказах о жизни Мухаммада, вобравших в себя и древние мифологические традиции. Развиваясь под непосредственным воздействием Корана, средневековая М. м. значительно расширила круг мифологических сюжетов, персонажей и образов. Происходило обогащение М. м. также за счёт местных мифологических традиций народов, принявших ислам. В ходе активного освоения новой идеологии в странах Ближнего Востока в период 2-й половины 7-8 вв. происходило интенсивное насыщение общими понятиями арабского языка, который становится языковой оболочкой формировавшегося мусульманского мировоззрения. В 8 в. стали зарождаться различные отрасли знания (на арабском языке). Поэтому, едва оформившись, мусульманское мифотворчество всё больше ограничивалось священной историей, космогонией и эсхатологией. Многие мифологические персонажи коранической и послекоранической мифологии постепенно становились также фольклорными и литературными образами.
Главную роль, особенно в начальный период послекоранического развития М. м., в том числе в её обогащении сюжетным материалом, мотивами и образами, восходящими к мифологическим повествованиям древней Аравии и Передней Азии, сыграли первые комментаторы Корана, богословы, а также бродячие проповедники и толкователи священного предания. Наиболее известные циклы такого рода рассказов из священной истории составили особый жанр религиозной литературы, т. н. кисас ал-анбийа («сказания о пророках»), оказавшей большое влияние на формирование местных мифологических традиций и развитие религиозного фольклора. Деятельность бродячих проповедников послужила промежуточным звеном в последующей трансформации многих рассказов Корана из «священной истины» в притчу, в религиозный фольклор и, наконец, в литературные повествования этико- дидактического содержания.