творческий портрет С.Есенина
Ответы
ля Есенина характерно объективное восприятие мира, комбинирование объективных составляющих.
«Слишком я любил на этом свете все, что душу облекает в плоть».
Зрительность (культ глаза, торжество зрения) — центральная характеристика мировосприятия Есенина.
«О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств».
Природа не была чем-то отвлеченным, всегда связывалась в поэзии Есенина с человеком. Птицы, животные, деревья, цветы наделяются человеческими характеристиками. Черемуха у него «спит в белой накидке», «плачут вербы, шепчут тополя»; «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «плачет метель, как цыганская скрипка».
Внимание к деталям, их укрупнение, выпуклость, осязаемость.
«Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц» (стихотворение «В хате»).
Профессиональная жизнь
В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые были опубликованы стихотворения Есенина.
В 1915 году Есенин приехал из Москвы в Петроград, читал свои стихотворения А. А. Блоку, С. М. Городецкому и другим поэтам. В январе 1916 года Есенина призвали на войну и, благодаря хлопотам друзей, он получил назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов» и издал первые сборники («Радуница» — 1916), которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе.
В августе 1917 года Сергей Есенин выпустил стихотворение «Октоих» с эпиграфом «Гласом моим Пожру Тя, Господи. Ц. О.» Это стихотворение (как и выпущенная им годом позже поэма «Инония») подверглось сильной критике со стороны творческой интеллигенции Москвы и Петрограда.
В 1915—1917 годах Есенин поддерживал дружеские отношения с поэтом Леонидом Каннегисером[3], впоследствии убившим председателя Петроградской ЧК Урицкого.
В 1917 году познакомился и 4 июля того же года обвенчался с Зинаидой Райх, русской актрисой, будущей женой режиссёра В. Э. Мейерхольда. В конце 1919 (или в начале 1920) года Есенин покинул семью, а на руках беременной сыном (Константином) Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. 19 февраля 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их (официально развод оформлен в октябре 1921). Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом.
К 1918 — началу 1920-х годов относится знакомство Есенина с Анатолием Мариенгофом и его активное участие в московской группе имажинистов.
В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачёв».
В 1921 году поэт вместе со своим другом Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая[4] по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах и в домах своих ташкентских друзей. По словам очевидцев, Есенин любил бывать в старом городе, чайханах старого города и Урды, слушать узбекскую поэзию, музыку и песни, посещать живописные окрестности Ташкента со своими друзьями. Он совершил также короткую поездку в Самарканд[2].