Предмет: Русский язык, автор: BelayaSova22

Значение трудов Ломоносова, как лингвиста

Ответы

Автор ответа: МилаяРайли
1
Основным критерием этого выбора служила «образцовая речь» – речь выразительная,
логично организованная, отличающаяся грамматической и орфоэпической правильностью,
точностью в употреблении слов и лексическим разнообразием. Выдающийся русский
языковед, лексикограф, профессор С. И. Ожегов подчеркивал: «Высокая культура речи – это
умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного
литературного языка… Но культура речи заключается не только в следовании нормам языка.
Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей
мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е.
самое подходящее для данного случая) и, следовательно, стилистически оправданное».
К индивидуальной культуре речи, к речевому поведению человека во все времена
предъявлялись высокие требования. Учение о стиле и содержании эффективной и
образцовой речи, ее основных качествах существовало с давних времен: этим занималась
древнейшая наука – риторика. В России развитие риторических идей началось в XVII в.
Первые русские и общедоступные руководства по красноречию были написаны М. В.
Ломоносовым («Риторика»). В конце XVIII – начале XIX в. сложилась риторическая школа
российских академиков, а затем и университетская школа красноречия: значительные
исследования по риторике этого времени связаны с именами М. М. Сперанского, А. С.
Никольского, И. С. Рижского. Расцвет русской риторики приходится на первую половину XIX
века. Последние наиболее детально разработанные программы по риторике (Н. А.
Энгельгардта, Ф. Ф. Зелинского и А. Ф. Кони) были опубликованы в «Записках Института
Живого Слова», вышедших в 1919 г. Имя Ломоносова – первое и первостепенное имя в
разработке русского литературного языка: до Ломоносова русский язык как таковой не
привлекал, или слишком мало, привлекал к себе внимание как объект грамматического
изучения. В допетровскую пору в качестве русского языка преподносился
церковнославянский, а грамматические опыты этого времени были слишком кратки и
элементарны.
Ломоносов родился 8 ноября 1711 года (по старому стилю) в деревне Мишанинской,
приблизительно в 80 км от Архангельска. Неуемная жажда знаний и истины отличала
Ломоносова с раннего детства, поэтому он отправляется в Москву поступать в академию. В
этом городе он ищет знания, но полностью не удовлетворен предлагаемым материалом для
изучения. Как самого лучшего ученика его переводят в Петербург, а затем за границу для
обучения горному делу.
Ломоносов был человеком очень разносторонним, будучи физиком, химиком, он с ранних лет
имел страсть к филологическим наукам и внес большой вклад в их разработку. Труды
Ломоносова способствовали громадному сдвигу в развитии почти всех наук. Языкознание
можно с полным правом рассматривать как одно из важнейших направлений научной
деятельности Ломоносова, в какой-то степени синтезирующей все его работы.
Занятием «устройство родного языка» Ломоносов продолжал заниматься всю жизнь. Начав с
разработки теории русского стихосложения (теория силлаботонического стиха, развитая в
«Письме о правилах российского стихотворца» 1739, перед этим проштудировал Василия
Кирилловича Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»), он
обратился затем к утверждению основных начал русской литературной речи («Краткое
руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия сочиненное» 1744 и «Краткое
руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика», 1748) и к
нормативной деятельности в области русской грамматики («Российская грамматика» 1757).
Чуть позже он разработал учение о 3-х стилях русского литературного языка («Предисловие
о пользе книг церковных» 1758) Ломоносов составил учебник истории для школ «Краткий
Российский летописец с родословием» и приступил к созданию многотомной русской
истории, но успел написать лишь первый том – «Древнюю Российскую историю» (до 1054г).
Л
Похожие вопросы
Предмет: Математика, автор: gperegnak
Предмет: Другие предметы, автор: Djessis
Помогите с философией, пожалуйста.
1. Понятие мировоззрения является более широким, чем понятие философии.
Да Нет
2. Пифагор был основателем диалектики в античной философии.
Да Нет
3. Неклассическая философия характеризуется механистическим мировидением.
Да Нет
4. Л.Фейербах считал, что религию божественного откровения следует заменить религией
всеобщей человеческой любви.
Да Нет
5. Парменид считал первоосновой воду.
Да Нет
6. Сократ считал, что все вещи состоят из атомов и пустоты.
Да Нет
7. Декарт развил учение про две субстанции и три предиката
Да Нет
8. Объектом чувственного познания становятся связи, функции и отношения действительности,
а объектом рационального познания – отдельные свойства вещей.
Да Нет
9. Прогресс является наиболее очевидной направленностью истории
Да Нет
10. Всю жизнь человека можно свести к истории существования и изменений в его организме.
Да Нет
11. К существенным особенностям средневековой философии следует отнести:
а) теоцентризм и креационизм;
б) диалог философии с другими науками;
в) отрицание идей античной философии.
12. Если сравнить научное и художественное познание, то можно сделать вывод:
а) они взаимно дополняют друг друга и одинаково нужны друг другу;
б) научное познание является единственно оправданным видом познания;
в) только искусство способно представлять действительность целостно.
13. Появление глобальных проблем современной цивилизации обусловлено:
а) появлением тенденций глобализации экономики;
б) достижением человеческой техногенной деятельностью планетарных масштабов;
в) неправильной политикой правительств развитых стран.
14. Немецкая классическая философия:
а) доказывала, что наука может сама объяснить все процессы реальности;
б) обогатила науку принципами активности, развития, системности и рефлексии;
в) сосредоточилась на проблемах философии науки.
15. Столетие Просвещения в истории Европы – это:
а) ХVІ ст.;
б) ХVІІІ ст.
в) ХІХ ст.
16. Разработанное И.Кантом учение об категорическом императиве касается:
а) требований законов логики;
б) требований правового равенства граждан в демократическом обществе;
в) всеобщего закона нравственного человеческого поведения.
17. Понятие «бытие» ввёл в научный и философский оборот
а) Гераклит;
б) Платон;
в) Парменид;
18. Первейшим и очевидным признаком сознания можем считать:
а) способность сознания мыслить о том, что не существует;
б) особый тип человеческого поведения;
в) существование человеческого языка.
19. Понимание бытия в средневековой философии можно очертить следующим образом:
а) тотальное,системное и строго иерархизированнее;
б) хаотиченое и вечное;
в) изменяющееся и невечное;
20. К распространенным определениям культуры принадлежит следующее:
а) культура – это изысканное человеческое поведение;
б) культура – это «вторая природа» человека;
в) культура – это исторические достижения человечества.